Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Храм Ментухотепа I

Среди памятников времени среднего царства первое место занимает заупокойный храм объединителя Египта Ментухотепа I в Дейр эль-Бахри одно из интереснейших творений египетских.

Храм Ментухотепа I. Реконструкция.

Храм Ментухотепа I

  Храм Ментухотепа I. План.

Храм был построен на западном берегу Нила, около высокой цепи скал, и являлся центральным звеном умело расположенного архитектурного ансамбля. Как в усыпальницах фараонов Древнего царства, в долине, на границе между орошаемой землей и пустыней, стояла молельня, и отсюда вверх вела дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами. Дорога эта, длиною в 1200 м и общей шириной в 33 м, была внутри стен обрамлена посаженными в специально сделанные ямы деревьями и уставлена статуями фараона в хеб-седном одеянии; оставшаяся свободной средняя часть равнялась 11 м. По мере приближения к горам дорога поднималась все выше и подводила к массивной стене, окружавшей большой двор, в глубине которого возвышался храм, увенчанный пирамидой.

Внутри двора к храму шла широкая аллея с колоссальными статуями фараона из раскрашенного известняка. Здание храма было расположено на скалистой террасе, перед которой находился портик с двумя рядами колонн, разделенный на две части пандусом, ведшим на террасу. В северной части портика, несколько более длинной, было по тринадцати колонн в каждом ряду, в южной части — по десяти. По обе стороны пандуса были посажены сикоморы.

Колонны в портике имели форму четырехгранных столпов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I; иероглифы на первом ряде колонн были окрашены в желтый цвет, на втором — в синий. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображавшими сцены войн и царских охот.

Выше, на террасе, стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась пирамида. Два ряда колонн этого портика, сделанных из песчаника в форме четырехгранных столпов, были значительно больше колонн нижнего портика и украшены цветными изображениями фараона и богов, выполненными в высоком рельефе. На рельефах были показаны охоты, земледельческие работы, культовые сцены.

В восточной стене портика была дверь в колонный зал с пирамидой. На восьмигранных с круглыми базами колоннах из песчаника были вырезаны имена фараона. Пирамида была сложена из каменных глыб, а основанием для нее служила скала. Дверь в западной стене зала вела в открытый, залитый солнцем двор, обнесенный колоннадой. За этим двором находился выстроенный из песчаника второй гипостильный зал; в глубине его было вырубленное в скале святилище с алтарем и наосом для статуи. Стены зала и наоса были покрыты рельефами, изображавшими культовые сцены.

Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. Под полом открытого двора с колоннадой и частично за пределами последнего были устроены шесть гробниц женщин семьи Ментухотепа I, а их заупокойные молельни были в западной части колонного зала. В различных частях храма найдено еще несколько погребений.

Своеобразная планировка заупокойного ансамбля Ментухотепа I была обусловлена стоявшей перед его строителями задачей сочетать привычный для предков Ментухотепа, фиванских номархов, тип скальной гробницы с обязательной для фараона формой усыпальницы — пирамидой, без которой заупокойный архитектурный ансамбль царя всего Египта уже не мог обойтись.

Оставшийся для нас неизвестным зодчий храма Ментухотепа I нашел, как мы видели, блестящее разрешение поставленной перед ним сложной проблемы и создал в итоге поразительное по своей гармоничности сочетание двухъярусного леса колонн с бесконечными вертикалями скал, служивших естественным темным фоном для ярко сверкавшего на солнце желтовато-белого храма. Некоторую монотонность пейзажа оживляла листва посаженных деревьев и мягкая зелень широких полей в долине, с которыми храм как бы соединялся двумя прямыми белыми линиями стен, спускавшихся от его ворот к нижней молельне.

Сооружение храма Ментухотепа I открыло важные для последующего роста зодчества возможности, особенно в отношении более широкого применения колонн. Из крытых залов и обнесенных глухими стенами дворов храмов Древнего царства колонна была вынесена наружу, и если в Древнем царстве на фасадах заупокойных храмов или гробниц встречались только небольшие портики, то теперь все здание украшал двойной пояс колоннад. Однако значение храма Ментухотепа I для дальнейшего развития египетской архитектуры сказалось главным образом позже, в период Нового царства, на современное же ему зодчество этот храм не оказал существенного влияния.

Желая утвердить свой престиж все египетского владыки, Ментухотеп построил храмы разным богам в наиболее крупных городах страны — в Онит (совр. Дендера), Абидосе, Суну (Асуан), а также в соседних с Фивами городах Он-Шемау (греч. Гермонтис), Джерти (совр. Тод), Пер-Хатор (совр. Гебелейн). К сожалению, ни один из этих храмов не сохранился; от некоторых дошли только отдельные фрагменты — колонны, обрамления дверей, куски рельефов. План храма в Тоде можно восстановить с известной вероятностью, поскольку построенное на его месте в XX в. до н. э. новое святилище повторяло старое здание XI династии, которое имело портик с четырьмя колоннами, зал для священной ладьи с культовой статуей бога, ряд молелен и кладовых. Другие храмы также не отличались пышностью оформления; видимо, и колонны не играли здесь такой роли, как в Дейр эль-Бахри.

Преемник Ментухотепа I, Ментухотеп-Санхкара, продолжал возводить храмы в тех же городах, причем в ряде случаев ему приходилось достраивать то, что не было закончено при его предшественнике.