Невозможно дать исчерпывающее описание всех типов индийского художественного ремесла. Как видно из разного рода материала, богатство и разнообразие этой отрасли хозяйственной деятельности жителей Индии столь велики, что каждый вид ремесла заслуживает отдельной книги.
Социально-экономические изменения в жизни современного индийского общества очень заметно отражаются на бытовом укладе зажиточных слоев городского населения — в этой среде заметно растет стремление к «европеизации» своего образа жизни. Но даже в этих слоях общества не иссякает потребность в пользовании предметами национального ремесленного производства. Это можно проследить в стремлении к сохранению самых разных элементов традиционной одежды, в приверженности к использованию традиционных сосудов, предназначенных как для приготовления пищи или сервировки стола, так и для чисто декоративных целей, в сохраняющейся привычке к орнаментированным предметам меблировки, к разным элементам украшения интерьеров жилых, а часто и служебных помещений,, к пользованию такими бытовыми предметами, как покрывала, завесы, ковры и т. д.
Дорогими предметами ремесла принято также украшать залы для приемов, концертные помещения, выставочные залы, отели и другие места, где собирается публика, особенно иностранцы. Такими постоянными или меняющимися экспозициями индийцы стремятся подчеркнуть древность и богатство своих национальных культурных традиций и показать, что эти традиции пользуются в стране всесторонней широкой поддержкой и продолжают успешно развиваться. Впрочем, на некоторые изделия спрос все равно падает с каждым годом, и такие виды ремесел практически отмирают (это относится, например, к рисованным иконам и житийным сюжетам, к производству разного рода холодного оружия и декоративных доспехов и т. п.).
Серьезную угрозу нормальному развитию индийского ремесла представляет ныне развитие «индустрии сувениров». Интенсивный рост туризма и соответственно спроса на сувениры местного производства диктует ремесленникам ускорение темпа их работы. Это ускорение, стремление к которому никогда не было свойственно индийским мастерам, достигается сейчас двумя путями — либо использованием более совершенной технологии, позволяющей увеличить производительность труда, либо понижением качества продукции и ее стандартизацией.
Первый путь связан с материальными затратами на приобретение современного оборудования (сверл, пил, шлифовальных или точильных станков с электрическим приводом и др.) и поэтому доступен лишь объединениям ремесленников или представителям их зажиточной прослойки. Путь же ускорения выработки за счет снижения качества изделий и их стандартизации стал, к сожалению, предпочтительным для многих мастеров. Поэтому в процессе производства тканей, например, ручная роспись заменяется набивкой штампом, в окраске пряжи вместо трудно вырабатываемых естественных красителей все шире применяются химические и т. п.
Различные организации по охране прав ремесленников, по надзору за качеством их продукции, по ее сбыту и т. д. не могут бороться с процессом стандартизации этой продукции, так как подобная борьба может быть успешной лишь при условии создания для ремесленников хорошей материальной базы и гарантии сбыта их индивидуализированной, а значит, и дорогой продукции. Высоко же оплачивается труд лишь выдающихся мастеров художественного ремесла. Многие из них являются лауреатами премий, учрежденных разными общественными и государственными организациями, в том числе Премии Президента. Об их работах постоянно пишут в газетах и журналах, приобретать их изделия, как бы дорого они ни стоили, считается престижным. Этих мастеров часто посылают за границу на международные и национальные индийские выставки, где они демонстрируют свое искусство.
В целом можно утверждать, что население страны продолжает широко пользоваться предметами художественного ремесла (преимущественно — не очень дорогими), и поэтому значительная часть этих предметов находит сбыт на внутреннем рынке. Внешний же рынок с каждым годом поглощает все больше ремесленных изделий Индии, в результате чего все более заметное внимание уделяется в стране поддержке и поощрению национальных художественных ремесел.
Характерным мероприятием в этом направлении явилась, например, отмена пятипроцентной пошлины на ввоз необработанных алмазов и сорокапятипроцентной пошлины на ввоз других полудрагоценных камней, в результате чего экспорт ювелирных изделий, вырос. Общий вклад мастеров индийского художественного ремесла в рост экспорта страны очень заметен, и уже по одной этой причине художественные ремесла Индии заслуживают всестороннего изучения.