Классическую архитектуру греков V и IV веков мы знаем в основном только в руинах, классическую скульптуру только в копиях, а живопись только по описаниям. Но и этих руин, копий и описаний достаточно для того, чтобы понять, что классическое искусство греков было великим искусством. Позднейшие эпохи дали другие вершины искусства, но, по общему мнению столетий, они не создали искусства более совершенного, чем древнегреческое.
Одновременно с великим искусством возникла и теория искусства. Многие из художников того времени не только строили, ваяли или рисовали, но и писали об искусстве. В их трактатах можно было найти не только технические сведения, производственный опыт, но и общие рассуждения о правилах симметрии и канонах искусства. Эти трактаты содержали эстетические принципы, которыми руководствовалось тогдашнее искусство.
Среди архитекторов классической эпохи, оставивших высказывания о своем искусстве, были Силен, автор книги «О дорической симметрии», Иктинос, создатель Парфенона, и многие другие. О скульптуре писали великий Поликлет и Евфранор. Знаменитый художник Паррасий, а также художник Никий оставили трактаты, посвященные живописи. Художник Агатарх писал о театральной живописи, которая вследствие своего иллюзионизма вызывала тогда наиболее оживленные дискуссии. Филострат сообщает, что «древние мудрецы писали о симметрии в живописи». Говоря о мудрецах, Филострат имел в виду художников.
Все эти теоретические сочинения погибли. Но произведения классического искусства сохранились; по ним историк в состоянии представить себе эстетические воззрения эпохи. Историк искусства приходит к заключению, что:
- эти эстетические воззрения приспосабливались к канонам;
- в принципе придерживаясь математических пропорций, художники, однако, нарушали их;
- художники оставили традиционные схематические формы в пользу органических.
Все эти три особенности классического искусства, имеющие обще эстетическое значение, должны быть здесь рассмотрены последовательно.