Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Индейские племена — порядки и обычаи

Когда Америка была открыта, обнаружилось, что индейские племена жили в условиях далеко не одинаковых. Племена, наименее развитые, не знали ни гончарного производства, ни огородничества и находились, поэтому, в периоде дикости. Однако индейские племена вообще были достаточно хорошо знакомы с производствами, характерными для высшей ступени этого состояния, когда они уже научились владеть луком и стрелами. Таковы были все племена, жившие в долине Колумбии, на берегах Гудсонова залива, в различных частях Канады, Калифорнии и Мексики, отчасти также некоторые из прибрежных племен Южной Америки.

Они не знали ни гончарного производства, ни культуры маиса или других растений. Они существовали рыбой, хлебом, корнями и дичью. Следующий класс племен был чем-то средним между первым классом и индейцами, живущими селениями. Эти племена жили рыбой, дичью, отчасти огородничеством и находились, таким образом, на низшей ступени варварства.. Таковы были ирокезы, индейцы Новой Англии и Виргинии, крики, чироки, чокта, шауни, миами, манданы, миннитари, другие племена в Соединенных Штатах, живущие к западу от Миссури, и некоторые племена Мексики и Южной Америки, находящиеся в тех же условиях развития. Многие из них жили в селениях, иногда огороженных частоколом, но оседлая жизнь была для них не так характерна и меньше распространена, чем у племен более развитых. Третий класс составляли оседлые индейцы в собственном смысле слова, занятые почти исключительно огородничеством и культурой маиса посредством орошения полей. Они строили общинные дома, большею частью выше, чем в один этаж, употребляя в качестве строительного материала необожженный кирпич и камень. Таковы были племена Новой Мексики, Мексики, Центральной Америки и жители горных плато Анд. Эти племена находились на средней ступени варварства.

Их оружие, производства, порядки и обычаи, изобретения, архитектура, учреждения, формы управления производят впечатление некоторого общего умственного склада и обнаруживают разные стадии развития одних и тех же первоначальных концепций. Первая ошибка наших исследований состояла в переоценке уровня развития индейцев, живущих селениями, сравнительно с другими племенами, вторая — в недооценке степени развития этих последних. Отсюда проистекла третья ошибка, а именно, проведение резкой границы между теми и другими и взгляд на них, как на различные расы. Между тем единство их происхождения теперь до того очевидно, что никаких рациональных поводов для сомнений в этом отношении больше не существует. Первые два класса племен пользовались всегда преобладающим значением, по крайней мере, в Северной Америке. Из них выходили те орды кочевников, которые заполняли ряды индейцев, живущих селениями, и распространялись вообще по континенту. Оседлым индейцам оставалось только изобрести процесс плавления железной руды, чтобы достичь высшей ступени варварства, а затем надо было изобрести фонетическую азбуку, которая означала бы уже вступление на низшую ступень цивилизации. Между наиболее высоко развитым классом индейцев и началом цивилизации лежал, таким образом, целый этнический период.

Кажется странным, что индейцы, живущие селениями, впервые овладевши культурой маиса этого великого американского злака, не добились на американском континенте преобладающего значения. Можно было ожидать, что с ростом их числа и стабилизацией средств существования, они расширят свою власть и постепенно распространятся кочевыми ордами по наиболее плодородным землям, постепенно вытесняя более отсталые племена. Но в этом отношении они потерпели явную неудачу. Их способы добывать средства существования были поразительно консервативны. Более высокий уровень развития оседлых индейцев не помог им ни усовершенствовать их оружие, ни развить военное искусство сравнительно с более варварскими племенами, и они опередили их только в отношении архитектуры жилищ, которая ставила себе целью обеспечить их селения и жилища от всякой попытки других индейцев взять эти селения приступом. Далее, в отношении форм управления, оседлые индейцы оказались не в состоянии подняться выше родовых институтов и установить политическое общество. Факт этот показывает, что при господстве родовых учреждений невозможно существование привилегированных классов и властителей, могущих использовать подневольный народный труд на постройку для них дворцов, и этим объясняется отсутствие этого рода сооружений.

Огородничество и другие виды домашнего хозяйства, распространенные у индейцев, живущих селениями, перешли от них к племенам, находящимся на низшей ступени варварства, улучшив тем самым их материальные условия и приблизив их к более высокому уровню жизни оседлых индейцев. Многочисленные племена перешли, таким образом, от дикости к варварству, усвоив образ жизни племен более развитых. Этот процесс явление постоянно повторяющееся в истории человечества. Он хорошо уясняется на примере Америки, где краснокожая раса, единая по происхождению и обладающая однородными учреждениями, находилась в трех различных этнических состояниях или на трех стадиях культуры.

Существуют известные порядки и обычаи индейских племен, дающие возможность истолковать их образ жизни — их большие домашние хозяйства, дома и жилищную архитектуру. Особенности эти требуют внимательного разбора и дальнейших исследований. Влияние американской цивилизации разрушило повсюду старый жизненный строй индейцев и ввело новый быт, более приближающийся к нашему. То же самое происходило и в испанской Америке. Старинные порядки и обычаи, в настоящее время настолько исчезли в своей чистой форме, что восстановление их дается не без труда. Таковыми надо считать:

  1. Закон гостеприимства.
  2. Коммунизм домашней жизни.
  3. Коллективное землевладение.
  4. Обычай готовить пищу раз в день, а именно, обед.
  5. Раздельную трапезу, причем первыми ели одни мужчины, а затем женщины и дети.

Мы ограничиваем свое исследование эпохой появления европейцев в Америке и позднейшим периодом, в течение которого эти обычаи сохранялись. При этом мы надеемся показать, что эти порядки и обычаи существовали среди индейских племен к моменту открытия отдельных частей Америки и что они действовали затем еще довольно долгое время.