Индуистский брак — это выполнение дхармы, артхи и камы. Тем самым человек обеспечивает себя потомством, расширяет круг родственников, а его любовная страсть входит в русло чистых вод, свободных от извращений и пороков.
Будущая жена должна быть моложе жениха, по меньшей мере, на три года. Если учесть, что лучшим брачным возрастом для мужчины считались 24 года, то можно заключить, что в Индии в древнюю эпоху не было детских браков, получивших распространение в более позднее время. К тому же древнеиндийские медицинские трактаты утверждают, что наиболее здоровые и жизнеспособные дети плодятся от матерей, переступивших возраст 16 лет. Вместе с тем «Камасутра» наставляет отцов: выдавайте дочерей замуж буквально накануне достижения половой зрелости или тотчас после этого.
Следующее требование, предъявляемое к невесте, — ее отец и мать должны быть в добром здравии, иметь многочисленных родственников и друзей, пользоваться уважением соседей. Не рекомендовалось жениться на девушке, если хотя бы один из ее родителей уже умер или был неизлечимо болен.
Большая часть этих критериев выбора невесты носит явно медицинский характер и представляет из себя что-то вроде элемента евгеники, направленные на обеспечение полноценного потомства.
Оптимальным браком признавался тот, при котором жених и невеста имеют принадлежность к одному и тому же сословию, касте, имеют одинаковый социальный статус. Мужчине запрещалось жениться на девушке, относящейся к более высокой касте, чем его собственная. Однако он мог взять жену из более низкой. Такие установки, нетрудно догадаться, объяснялись тем, что счастливые брачные союзы обычно складываются тогда, когда супруги социально равны либо, по крайней мере, муж несколько выше жены по своему социальному и материальному статусу. В противном случае мужское самолюбие страдает или, что еще хуже, муж оказывается под каблуком благоверной.
Безусловное требование к невесте — акмата йони, т. е. быть девственной.
Требования к жениху относительно его физических и нравственных качеств также предъявлялись довольно высокие. Так, важное значение имел возраст. Согласно «Лин-гапуране», сочинению более позднему, чем «Камасутра», прежде всего, нужно обратить внимание на возраст, ибо какой толк от других достоинств мужчины, если он миновал брачный возраст? Другими словами, браки с пожилыми, тем более старыми мужчинами не одобрялись.
Во внимание принимались также здоровье, благосостояние, разум, ученость, положение семьи и даже красота. Снова возвращаясь к индийским фильмам — самому популярному в нашей среде источнику знаний индийского быта и культуры, напомним, что создание образа идеального героя-жениха неразрывно связано с упоминанием о его высшем образовании, полученном, как правило, в Европе или Штатах.
В трактатах камашастры истинная «женская сущность» может пребывать в гармонии только с высокой «мужской потенцией». Девственность была несущественна для жениха, хотя и ему предписывалось соблюдать целомудрие в юношеские годы.
В «Комасутре», как и в иных произведениях подобного жанра, говорится и о полигамных браках — многоженстве и многомужестве. Богатые и знатные люди имели по две-три жены, князья и императоры имели многочисленные гаремы. В связи с этим в эротологических трактатах большое место занимают правила взаимоотношений между женами, даются советы новой жене касательно ее оптимального поведения, когда она впервые появляется в доме-гареме, по отношению к другим женам, особенно старшей. Полиандрия была распространена гораздо меньше, преимущественно у отсталых племен. Однако факт ее существования отразился даже в индийском эпосе «Махабха-рата», герои которого, пять братьев, делят между собой одну жену. Сегодня эти две формы брака для Индии канули в Лету, однако упоминания об их существовании навсегда остались в произведениях камашастры и индуистском эпосе.
«Камасутра» рассказывает и о различных формах бракосочетания (всего их восемь), получивших названия от имен богов и демонов: бхарма, когда девушку выдают замуж с приданым; асура, когда за невесту, наоборот, получают выкуп; праджапатья, когда брак совершается без выкупа и отсутствием приданого; ракшаса — брак с уводом невесты…
Особой формой брака была сваямвара («собственный выбор»): девушка имела право на собственный выбор мужа, особенно в таких ситуациях, когда родители не выдавали ее замуж тотчас с достижением ею половой зрелости.
Позднее в индуистском обществе возобладал единственно законный моногамный брак с приданым, заключаемый по сговору родителей с обеих сторон.
Бракосочетание сопровождалось весьма сложными обрядами, большинство которых сохранилось и в современной индийской свадьбе. После витиеватых манипуляций на церемонии бракосочетания молодожены направлялись в дом жениха. А вечером они должны были в две пары глаз созерцать Полярную звезду — символ постоянства и супружеской верности: эта звезда единственная из всех никогда не меняет своего положения на небосводе.
Первые три ночи пара обязана была хранить целомудрие. «Камасутра» даже советует молодым отложить сексуальную близость на десять дней. Ватсьяян дает подробный совет, как начать интимное сближение, который не противоречит и рецептам современной сексологии. Индийцы хорошо знали этикет первой брачной ночи еще в начале новой эры. Более того, они вообще видели смысл половых отношений не в грубом достижении удовлетворения животной похоти самца, а в утонченном наслаждении, отвечающем желаниям мужчины и женщины — главному принципу камы.
В «Камасутре» очень подробно разработана и сама техника секса. Особый раздел посвящен рецептам средств, усиливающих либидо, лекарствам и приборам, устраняющим импотенцию.