Искусство палеолита, как быстрая река в полноводном своем течении, несет отмываемые от берегов частицы земли и отлагает их, образуя в продолжение многих веков мощные наслоения.
Так и человек, находясь в русле жизни, в постоянном потоке быстро движущегося времени, испытывает на себе его многообразные влияния: каждое поколение по сравнению с прошлым обогащается новыми отложениями изменяющихся культур. Поэтому человек современности является перед нами с «наслоенной» многими тысячелетиями «душой», говоря словами известного французского археолога и историка античного искусства Перро.
Первые слои в духовном организме человека относятся к наиболее ранним периодам древнекаменного века.
Палеолитический человек был великим изобретателем и творцом: ему принадлежит идея создания простейшею орудия и оружия, он создал примитивную форму осмысления мира в приемах магии и подготовил элементы будущей религии, по крайней мере, в отношении культа умерших.
Наконец, он выработал основные формы искусства палеолита.
Не будем забывать, что до кроманьонского человека не существовало настоящего изобразительного искусства: в наши дни почти нельзя понять подобное положение жизни без искусства!
Палеолит, занимающий по современным научным теориям, примерно, 150 тысячелетий представляет собою время неповторяющегося напряжения творческой энергии и мысли человека. При этом палеолитический человек, создавая идеи, подвергал их «овеществлению»: оружие и орудия, рисунки и скульптура отчетливо говорят о выполненных его «желаниях».
Палеолит представляет чрезвычайную однородность культур отдельных своих эпох, в каких бы частях и странах света он ни встречался.
Все древнейшие, дошедшие до нас памятники являются делом человека основных палеолитических рас, жившего во многих местах современных нам материков в условиях чистого охотничьего быта.
Таким образом, в духовной основе каждого будущего народа с большей или меньшей степенью жизненности должны сказываться элементы палеолитического периода.
Духовная энергия, как составная часть мировой энергии, неуничтожима, — она закономерно приобретает лишь новые формы.
Это положение необходимо постоянно иметь в виду при выяснении характера позднейших культур. Исследователя, знакомого с живучестью форм длительных позднейших доисторических и достаточно продолжительных исторических периодов, не может удивить обнаружение каких-нибудь «палеолитических» пережитков в неолитической культуре, которую палеолит подготовил, или даже в «бронзовых» веках.
Можно отметить, что палеолит откладывает первое сложное наслоение в духовном организме человека.
Второе образует ново-каменный век.
Палеолит — время подражательной магии и отсюда и натуралистического искусства. Неолит, наряду с магией, в большей степени разрабатывает элементы примитивной религии, намеченные уже в погребальном культе палеолита.
Можно сказать, что палеолит, особенно в своей поздней части, есть период чистого охотничьего быта с преобладающим значением мужчины. Это время когда расцвело натуралистическое искусство палеолита.