Историческая обстановка в Египте XIX в. до н. э. была во многом иной, чем в начале Среднего царства. К этому времени положение местной знати и ее взаимоотношения с фараонами уже значительно изменились. В результате ряда мероприятий, проводившихся первыми фараонами XII династии, самостоятельность номархов к началу XIX в. до н. э. была в известной степени подорвана, и они уже не могли играть прежней роли.
Одним из таких мероприятий было воспитание наследников правителей номов при царском дворе. Этим достигались сразу две цели — с одной стороны, юноши были своего рода заложниками на случай непокорности отцов; с другой стороны — придворное воспитание изменяло политические взгляды будущих номархов и внушало им представление о закономерности центральной роли фараона в государстве. Проведя детство и юность в столице, молодые номархи стремились и у себя на родине насаждать воспринятые при дворе вкусы. Это подражание не могло пройти бесследно для местного искусства. Строя гробницы и сооружая статуи в своих областях, номархи пытаются теперь отразить в этих произведениях соответствующие образцы придворного искусства. Так в противоположность реалистическим изображениям в гробницах Сенби и его сына Уххотепа, номархов Киса в начале XX в. до н. э., росписи гробницы внука Уххотепа, также Уххотепа, номарха времени Аменемхета II, несмотря на высокое качество выполнения, сделаны уже в стиле официального искусства. Однако это происходило не везде и не сразу, и ряд памятников продолжает сохранять прежнее реалистическое направление местных мастерских.
Процесс постепенного укрепления царской власти при Аменемхете II и Сенусерте II привел к тому, что преемник последнего, Сенусерт III, встал во главе достаточно прочно объединенного государства. Ряд мероприятий хозяйственного значения, в частности дальнейшее расширение ирригационных сооружений и победоносные войны, не только способствовали обогащению и царя и его вельмож, но и укрепляли личный авторитет фараонов и престиж династии. Властный, энергичный правитель, Сенусерт III был и способным полководцем. При нем была окончательно завоевана Нубия до второго порога, совершались удачные набеги на Сирию.
Крепость Семнэ. Реконструкция
В Семнэ, Бигэ, Арейке, Амада, Миргиссэ, Бухене — повсюду внутри крепостных укреплений Нубии найдены остатки храмов, возведенных фараонами-завоевателями. Сооружение храмов, статуй и памятных стел имело совершенно определенную цель, о которой прямо говорит Сенусерт III в надписи па стеле рядом с его статуей в Семнэ: «Я утвердил границу мою от отцовской к югу. Тот трус, воистину, кто на своей границе побежден! И каждый сын мой, который сохранит эту границу, которую установило мое величество, он — сын мой, тот же, кто оставит ее и не будет сражаться за нее, он не сын мой… Вот величество мое приказало статую моего величества воздвигнуть на границе этой, которую установило мое величество, для того, чтобы благодаря ей вы процветали, и для того, чтобы вы за нее сражались!».
Военные успехи Сенусерта III были воспеты придворными поэтами, а впоследствии он был обожествлен царями XVIII династии, и его культ процветал в храмах, построенных в крепостях покоренной Нубии.
Аменемхет III продолжал в основных чертах политику отца. Владычество Египта з завоеванных областях было укреплено, велись в больших масштабах разработки каменоломен и россыпей, и, что самое существенное, были завершены крупнейшие ирригационные работы в Фаюме. В результате укрепления царской власти дворы номархов все более и более утрачивали прежнее значение. Интересы знати теперь сосредоточивались при дворе царя, и вельможи именно здесь стремились создать себе удачную карьеру. Современник Аменемхета III хранитель печати Схотепибра так говорит в своей заупокойной надписи:
Прославляйте царя Нимаатра, живущего вечно внутри ваших тел,
Возвеличьте его в ваших сердцах,
Он — знание в сердцах,
Его глаза прослеживают каждого,
Он — солнце, видящее лучами своими,
Он освещает Обе Земли лучше, чем солнце.
Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.
Он кормит идущих его путем…
Бейтесь за его имя,
Клянитесь его клятвой,
— И вы будете свободны от забот,
Ибо благостен любимый царем,
Но нет гробницы для врага его величества,
И будет тело его в воду брошено.
Эта надпись сохранилась на заупокойной стеле Схотепибра из Абидоса, весь большой текст которой почти дословно списан с надписи современника Сенусерта I вельможи Ментухотепа. Самим Схотепибра вставлено только приведенное обращение к его современникам, характерное как раз для того периода, в котором он жил.