Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Изготовление бесцветного и окрашенного стекла

Индия

Секреты изготовления как бесцветного, так и окрашенного стекла тоже уходят своими корнями в глубокую древность. В раскопках, где бы в Индии они ни производились, находят множество осколков стеклянных изделий, в основном браслетов и бус. В современной Индии изготовляют из стекла по преимуществу также браслеты и бусы. Стеклянные браслеты используются не только в качестве украшений, особенно для женщин из неимущих слоев населения; как указывалось, их издавна считают знаком счастья и благополучия, а потому их принято дарить на свадьбу невесте из любой социальной группы населения.

Стеклянные бусы и браслеты вырабатывают практически во всех областях Индии. Эта отрасль ремесла очень близка к керамическому производству, и стеклоделием занимаются изготовители глазурных составов.

Браслеты бывают круглыми и плоскими в сечении, гладкими, витыми и имеющими нанесенные в процессе производства рельефные узоры — жгутики, розетки, цветочки и т. п. Для их окраски используются минеральные красители, и их цвета — варьируются в пределах всех оттенков известных красок; они могут быть прозрачными, молочными и матовыми. В прежние времена мастера сами выплавляли стекло, но теперь пользуются фабричным. Его осколки кладут в металлические ковши, расплавляют в земляных печах, добавляют красители, вытягивают его в длинные жгуты, нарезают на куски требуемой длины и, разогрев их снова, формуют браслеты на гладком, слегка сужающемся к одному концу стержне.

В этом ручном производстве бывает занято не меньше двух мастеров: один плавит и окрашивает стекло, другой тянет жгуты и делает браслеты. Их помощник подкладывает в печь дрова и следит за огнем.

Стеклянные бусы и бисер используют не столько для украшений, сколько для вышивки тканых изделий или традиционной обуви. Кроме того, в состав брачного ожерелья — тали, или мангальсутры — должны быть включены, по традиции многих народов Индии, черные стеклянные или фаянсовые бусины и обязательно — хоть одна золотая. Если какая-нибудь бусина разбивается, ювелир срочно чинит это ожерелье, а женщина в те часы, когда ожерелья на ней нет, из суеверного страха перед возможными бедами не покидает дома и старается не начинать никаких дел, особенно тех, что связаны с жизнью и делами мужа.

Стекло издавна применялось и для изготовления маленьких флакончиков и сосудиков для духов и косметических притираний. Эти флакончики называют «аттар дани». Их формы, расцветка и отделка отличаются чрезвычайным разнообразием. Судя по данным археологии и упоминаниям в литературе, они были широко известны в Индии во все исторические эпохи, изготовляются и сейчас.

В Индии был издревле известен также способ амальгамирования стекла — зеркала из стекла упоминаются в старинных литературных памятниках. Кусочки тончайшего зеркального стекла, как уже упоминалось, включают в вышивку на тканях.

В архитектурном убранстве интерьеров дворцов тоже использовались частички такого стекла, как плоские, так и выпуклые. Для получения последних сначала выдували шарики и, пока они не остыли, вдували внутрь, быстро вращая их, расплавленный цинк, покрывавший тонким слоем их внутреннюю поверхность. Распиливая затем эти шарики, их частички вправляли в лепной орнамент на стенках, и отражаемые ими лучи солнца создавали в помещении эффект сетки из цветных солнечных «зайчиков», как бы наброшенной на все, что в нем находится.