Возникновение изобразительных искусств
В сознании древних греков между собой родственные скульптура, живопись, архитектура были довольно далеки от поэзии, музыки, танца. У них была другая задача: создавать предметы для созерцания, тогда как поэзия, танец и музыка должны были выражать чувства. Если первые были искусствами созерцательными, то вторые — экспрессивными. Но все они принадлежали одному народу и времени и, несмотря на различия, имели общие черты, на которые, впрочем, творцы греческого искусства не обращали особенного внимания.
1. Архитектура. Время с VIII по VI век до н. э., создавшее первую великую греческую поэзию, создало также и великую архитектуру. Как и поэзия Гомера, эта архитектура скоро достигла столь высокого совершенства, что и спустя две с половиной тысячи лет современные архитекторы, отказываясь от всех созданных впоследствии форм, время от времени стремятся вернуться к тем, которые имела Греция в свой архаический период. Итак, тот, кто одним из первых в Греции стал размышлять по поводу красоты и искусства, уже имел перед своими глазами, как совершенную архитектуру, так и совершенную поэзию.
Греческая архитектура некоторые элементы заимствовала извне, особенно из Египта (колонны и колоннады), а также и с севера (двускатная крыша храмов). Но в целом она являлась созданием однородным и оригинальным. В какой-то момент, оторвавшись от внешних влияний, она развивалась потом исключительно собственным путем; греки должны были видеть в ней творение собственного гения. Действительно, греки создали свою архитектуру, не будучи связанными даже требованиями материала и техники, скорее, они управляли техникой, чем техника управляла ими. Прежде всего, греки овладели техникой обработки камня: от первоначально использовавшихся дерева и мягкого известняка они уже в VI веке перешли к мрамору — благородному камню. Но уже раньше они умели создавать огромные постройки.
Древнегреческая архитектура, как и поэзия, была связана с религией и культом. Усилия ранних греческих архитекторов предпринимались исключительно в направлении создания храмов; жилищные постройки того времени имели утилитарный характер и были лишены собственно художественных устремлений.
2. Скульптура. Хотя скульптура уже на первых порах и играла важную роль, но в архаической Греции она не достигла той степени совершенства, которой отличалась архитектура, она не была в достаточной степени самостоятельной и законченной по формам. Тем не менее, некоторые черты, связанные с отношением греков к искусству и красоте, в скульптуре выявились даже отчетливей, чем в архитектуре.
Скульптура была тоже связана с культом. Ее использование ограничивалось изваяниями богов и художественным оформлением храмов. Создавать статуи людей греки начали позже — сначала только умерших, а затем также и заслуженных, в частности победителей в состязаниях и играх. В силу своей связи с религией скульптура не отличалась той простотой, какую можно было бы ожидать от раннего искусства. Художник изображал не мир людей, но мир богов.
Греческая религия была антропоморфической, такой же характер носила и скульптура: она изображала богов и человеческом облике, служила богам, а изображала людей. Объектом ее внимания был исключительно человеческий мир, эта скульптура была антропоморфической.
Но, изображая человека, она не имела в виду отдельных людей. Скульптуры отличались обобщенным характером, не стремясь к передаче индивидуальности. Время портретного искусства еще не пришло. Ранние скульпторы решали лица схематично, исключая всякую экспрессию. Они могли придать ее скорее телу, чем лицу. Скульпторы изображали человеческую фигуру, руководствуясь больше геометрическим воображением, чем эмпирическим наблюдением; они изменяли, деформировали, геометризировали формы человеческого тела. Волосы и складки одежды они укладывали в архаический орнаментальный узор, не заботясь о реальности. В этом греческие скульпторы не были оригинальными: геометрические формы, сверхчеловеческие тела они не придумали, а позаимствовали с Востока. И только тогда, когда греки отказались от подражания, они стали самими собой, но произошло это только в классический период.
3. Сознательное ограничение. Раннее греческое искусство использовало формы и темы одни и те же. Не стремилось оно ни к разнообразию, ни к новшествам, ни к необычному, в своем арсенале имея ограниченное количество композиционных схем, иконографических типов, декоративных форм, принципиальных решений и концепций. Колонны храмов имели не много разновидностей. Почти обнаженные мужские фигуры и задрапированные женские фигуры всегда изображались фронтально и отличались жесткой симметрией. Даже столь простой мотив, как наклон головы, отклонение ее от вертикали, отсутствовал в скульптуре до V века.
Но в рамках схемы художник обладал достаточной свободой. Хотя храмы и строились по одной схеме, однако они могли отличаться пропорциями частей, количеством и высотой колонн, их расстановкой, размерами интерколумнов, меньшим или большим весом балочных перекрытий. Аналогичные варианты допускались и в скульптуре. Упрямая стабильность архаического искусства и его тесные границы дали свои положительные результаты: постановка одинаковых задач и использование одинаковых схем привели к тому, что греческие художники выработали необходимую технику и в совершенстве овладели формой.
4. Правила искусства. Греческие художники рассматривали искусство не как продукт вдохновения и фантазии, но как предмет, нуждающийся в знании и общих правилах. Они придавали искусству универсальный, безличный, рациональный характер. Такой рациональный подход привился в Греции и был одобрен греческими философами. Он стал существенным моментом эстетики. Правила были безусловными, но не априорными. В частности, в архитектуре они диктовались потребностями конструкции: колонны, триглифы, метопы имели формы, обусловленные требованиями статики и природой строительного материала.
Но, несмотря на свою универсальность и свой рационализм, греческое искусство имело свои разновидности, как, например, два стиля: ионический, дающий больше простора для свободы и воображения, и дорический, более ригористский, руководствующийся строгими правилами. Оба стиля различались и своим подходом к пропорциям, более утонченным в ионическом искусстве, нежели в дорическом. Оба стиля сложились одновременно, но дорический стиль, раньше достигший своего совершенства, остался типичным стилем архаической эпохи.
Итак, в конце архаической эпохи греки уже имели великое искусство, хотя еще теоретически и не осмысляли его; во всяком случае, их размышления на этот счет до нас не дошли. Уже тогда у них была и наука, но занималась она только природой, а не плодами человеческого творчества, включая и эстетику. Хотя свои представления красоты и искусства греки тех времен письменно не зафиксировали, тем не менее, мы можем их реконструировать, опираясь на оставленные ими памятники искусства.