Во Флоренции в XVI веке майоличного производства не существовало, но зато Тоскана могла гордиться двумя первоклассными мастерскими в Каффаджиоло и в Сиене.
Каффаджиоло — это небольшое поместье, принадлежавшее Медичи и находящееся по дороге из Флоренции в Болонью; основанная в нем мастерская была своего рода придворной мануфактурой Медичи, на которой изготовлялись исключительно художественные вещи, которые, по всей вероятности, в продажу не поступали, как это часто бывало с изделиями придворных заводов в XVIII веке. Маркой завода служила монограмма из переплетающихся букв S и Р, что является сокращением латинского слова semper — всегда — девиза Медичи.
Некоторые изделия помечены полным именем местечка — Caffagiolo. Очень часто среди орнамента встречаются гербы и девизы семьи Медичи. Датированные вещи относятся к годам 1507-1570. В эпоху расцвета, т. е. до 1530 года, фигурная живопись ограничивается исключительно центральной частью больших тарелок и блюд, а борта украшаются гротесковыми мотивами. Самый восхитительный образец медичийской мануфактуры — блюдо с изображением Дианы и Эндимиона, написанное в чистейшем боттичеллиевском стиле, находится в Эрмитаже.
Майоличное производство Сиены уже на заре XVI века представляется довольно интенсивным и возникло оно, повидимому, совершенно самостоятельно. Правда, Сиена на первых порах следует общему вкусу времени, придерживаясь традиционного разделения поверхности блюд на орнаментальный борт и центральную часть с фигурной живописью, но все же в самой манере живописи сиенские мастера с самого начала сумели проявить свою оригинальность, благодаря которой изделия их легко отличимы от произведений других фабрик. И во всяком случае, общераспространенное мнение, что сиенские мастерские были только „отделением» медичийского Каффаджиоло должно быть признано неправильным.
Древнейшим памятником майоличного производства Сиены является изразцовый пол в оратории св. Екатерины Сиенской, начатый в 1504 году и подвергавшийся в течение XVI и XVII веков неоднократным исправлениям и добавлениям.
К счастью, реставраторы всегда строго придерживались старого рисунка. Рисунок сиенских сосудов, встречающихся, кстати сказать, довольно редко, отличается необычайной изысканностью, манерностью и какой-то совершенно особенной „остротой».
Отличительным признаком сиенского происхождения служат облака в виде тоненькой горизонтальной черточки с как бы наложенным на нее свертком. Все сказанное относится к первой четверти XVI века, о дальнейшем производстве нам ничего не известно. Вновь появляется Сиена в качестве керамического центра только в XVIII веке.