«Искусства у людей от Прометея» писал еще Эсхил. Эти слова являются как бы намеком, на зарождение искусства в темное первобытное время. Еще тогда человек рисовал звериные силуэты, а на кусках рогов оленей и на костяных пластинках вырезал замысловатые узоры.
Ученый Марселино де Саутуола летом 1879 года занялся раскопками в испанской пещере, которую все мы узнали под названием Альтамира. Археолог взял с собой его девятилетнюю дочь. Девочка бегала беззаботно по пещере, как вдруг она громко закричала: «Быки, быки!» Девочка схватила отца за руку, и стала показывать ему на свод пещеры… Выяснилось, что во многих залах пещеры потолки были разрисованы многокрасочными рисунками, уже позже выяснилось, что сделаны они более двадцати тысяч лет назад! Черными, красными, коричневыми и желтыми красками нанесены были двадцать пять изображений оленей, кабанов и диких лошадей. Преимущество составляли рисунки бизонов, их то и приняла за быков девочка. Теперь в мире известно свыше ста потайных скалистых пещер, где на потолках и стенах сохранились бесценные произведения искусства наших далеких предков. Их мастерству, наверное, позавидовал бы любой художник современности.
Раненый бизон. Рисунок из пещеры Альтамира.
Первобытные люди обладали острой наблюдательностью; свой опыт и знания, впечатления от окружающего мира они закрепляли в рисунках. Индейцы говорят, что рисуют зверей на скалах для того, чтобы научить мальчиков различать виды животных. Из десяти тысяч рисунков каменного века, известных нам, только три процента — колдовские изображения. Животных рисовали и наносили на них «раны», надеясь на то, что это поможет удачной охоте.
Первобытный человек – художник.
Искусство неизвестных первобытных мастеров было порождено трудом. Их рисунки связаны с охотой, с желанием познания мира, с верными и ложными представлениями о нем. Точность и совершенство наскальных изображений доставляли людям и эстетическое наслаждение.
Деятели искусства говорили о том, что с давних времен люди были творцами реалистической живописи и что современным мастерам искусства «выпало счастье и ответственность хранить и передавать будущим художникам планеты Прометеев огонь реализма, огонь художественной правды».