Классическое искусство греков предполагало, что для каждого произведения существует свой канон, или обязательная форма. Слову «канон» в пластических искусствах соответствовало слово «ном» в музыке; в сущности, оба термина означали одно и то же. Греческие музыканты определяли свой «ном», или закон; греческие художники также определяли свой «канон», или меру. Они искали их, думали, что нашли, и применяли в своих произведениях. История искусства знает эпохи «канонические» и «неканонические». В одно время искали и соблюдали каноны, ибо в них видели гарантию совершенства, в другое время, напротив, избегали канонов, видя в них опасность для искусства, ограничение его свободы. Классический период греческого искусства был каноническим.
Известные истории каноны чаще всего имели литургическое или общественное обоснование, но могло быть и обоснование художественное, когда предписываемые искусству формы считались наиболее совершенными.
Греческие каноны классической эпохи имели как раз это художественное обоснование в противоположность, например, египетскому искусству, каноны которого были обусловлены в литургическом и общественном плане. Такова первая характерная черта греческих канонов. Другой их характерной чертой является эластичность, подвижность; они устанавливались постепенно, их изменяли, улучшали. Третьей их чертой было то, что они опирались на пропорции и выражались главным образом в числовых отношениях. Каноны устанавливали, например, точное соотношение основания колонны и капители, туловища и головы. Канон исходил из принципа, что среди всех существующих пропорций есть одна самая совершенная. Такой подход можно считать философским; «золотую» пропорцию искали художники, но духовно руководили ими философы.