В республиканскую эпоху центром государственной жизни Рима был не Палатин, а Капитолий. Когда-то этот холм был заселен сабинянами, племенем, родственным латинянам. Сабиняне часто упоминаются в легендах о ранней истории Рима.
Вероятно, в VIII в. до н. э. произошло объединение живших на Капитолии сабинян с древнейшими поселенцами Палатинского холма. Это событие и дало, по-видимому, материал для легенды об основании Рима в 753 г. до н. э.
Капитолийский холм возвышался к северо-западу от Палатина. Он был самым неприступным из семи римских холмов. В сущности, это был даже не холм, а небольшая гора, с трех сторон обрывавшаяся отвесными скалами. Доступ на нее открывался только с востока, где находилась заболоченная низменность, отделявшая Капитолий от Палатина.
Это укрепленное самой природой место римляне использовали для постройки цитадели — крепости, за стенами которой жители могли найти убежище в случае, если враги ворвутся в город.
Так, во время нашествия галлов, когда враг захватил Рим, Капитолий оставался в руках римлян, и взять его не удалось (именно к этому событию относится знаменитая легенда о гусях, которые своим криком разбудили задремавшую стражу и тем спасли город от захватчиков).
Капитолий имел две вершины: собственно Капитолий с высокой Тарпейской скалой, откуда сбрасывали приговоренных к смерти преступников, и на севере Аркс (лат. — крепость) — здесь был римский кремль.
В кремле стоял храм Юноны Монеты (монета, лат. — утешительница, советчица). По имени храма получили название металлические деньги — монеты, так как здесь помещался монетный двор государства.
Неподалеку находился авгуракул — священный камень, стоя на котором жрецы-авгуры предсказывали будущее по полету птиц. Холм был святыней Рима. Здесь поднимался к небу дым жертвенников. Большинство торжественных богослужений и религиозных праздников происходило на Капитолии.
Главным зданием Капитолия был храм Юпитера Капитолийского — древнейшее святилище города.
Храм построен при Тарквинии Гордом в конце VI в. до н. э. Внутреннее помещение храма делилось на три части, и храм был посвящен трем богам: Юпитеру, Юноне и Минерве.
Строителем храма был, по-видимому, этрусский зодчий. Первый храм построили из дерева и туфа; он много раз перестраивался и ко времени Августа был уже из камня. Со временем заменили и украшавшую его скульптуру из терракоты. Ее создал специально приглашенный в Рим прославленный этрусский скульптор Вулка.
Храм Юпитера Капитолийского был очень велик (55 на 60 м). Он стоял на высоком подии (пьедестале). Окруженный колоннадой, украшенный скульптурами с отлитой из сверкающей меди квадригой на крыше, храм был виден издалека.
Как и во всех древних италийских святилищах, в храме Юпитера не было дверей. Его внутреннее помещение не имело передней стены. В глубокой древности римляне сооружали специальные огороженные с трех сторон площадки, откуда предсказатели наблюдали за полетом птиц. Эти здания и стали прообразом италийских храмов.
Только в конце республиканской эпохи под влиянием греческой архитектуры к римским храмам стали пристраивать четвертую стену, и они приобрели вид современных зданий.
Архитектура римского храма в последующие годы сохранила в общем черты, присущие храму Юпитера Капитолийского: подий со ступенями, ведущими к входу, колонны, украшающие фасад (а не окружающие храм с четырех сторон, как это было принято в Греции), сравнительно скромное украшение боковых фасадов. Мрамор для построек использовали редко, чаще пользовались кирпичом или местным камнем — травертином.
Римское строительное искусство отличалось высокой техникой. Римляне знали бетон, умели возводить своды. Храмы и другие постройки Рима не отличаются пластичностью и неповторимой тонкостью очертаний греческих построек. В основе их лежало не безошибочное чувство стиля и художественный вкус, как в Греции, но рационализм и знание дела. Отлично владея математикой, римские зодчие разработали четкую систему архитектурных форм и пропорций. Римляне почти не создавали новых ордеров, но зато нашли математическое выражение старых. Более всего пользовались зодчие Рима коринфским ордером, хорошо отвечавшим холодной пышности храмов и басилик.
В Риме строились не только храмы, но и здания гражданские, возводились мосты, акведуки. Архитектура Рима носила более утилитарный характер, чем зодчество Греции. Размах и величественность римских построек всегда сочетались с удобством и функциональностью.