Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Картинки на ткани, посвященные богу Кришне

Печваи — это картинки на ткани, посвященные богу Кришне. Они впервые появились в г. Матхуре — историческом центре кришнаизма. Здесь, по преданиям, Кришна родился в тюрьме, отсюда он был тайно похищен своим отцом и перенесен через реку Джамну в Гокуль, где и вырос в семье своей приемной матери, пастушки Ясоды, в окружении пастухов. Здесь, став юношей, он танцевал под звуки своей флейты с юными пастушками, безоглядно дарившими ему свою любовь, и здесь же он встретил и полюбил навеки прекраснейшую из пастушек, Радху.

Тема любви Кришны и Радхи трактуется философами индуизма, как тема никогда не насыщаемого стремления человеческой души (ее символ — Радха) к слиянию с божеством (символ — Кришна), а широкие массы верующих индусов воспринимают эту любовь как идеал человеческой любви и восхваляют ее в стихах, преданиях, песнях, представлениях народного театра и произведениях художественного ремесла.

В Матхуре производство печваи особенно процветало в период средневекового движения бхакти — движения широких народных масс за равенство перед лицом бога всех каст и всех: социальных слоев. Кришна, темноликий бог неарийских народов, живших за горами Аравалли и вдоль реки Джамны (возможно, бхилов), включенный в пантеон индуизма в качестве воплощения бога Вишну (явившегося людям в образе Кришны) и особо высоко почитался на земле Матхуры и в соседних областях Раджастхана. Именно здесь он стал знаменем бхакти сюда в его храмы стекались миллионы паломников, и отсюда они увозили домой картинки-печваи, на производстве которых специализировались брахманы кришнаитских храмов.

В XVII в., в период правления Аурангзеба, отличавшегося нетерпимым отношением к индуизму, главное изображение Кришны было перевезено в Натхдвар, маленький городок к северу от г. Удайпура. Здесь с 70-х годов XVII в. расцвел культ Кришны, главным именем которого в новом центре стало одно из многих его имен — Натхджи. Сюда же переселились и мастера, изготовлявшие печваи.

Сейчас главными изготовителями этих картин являются две касты брахманов: джангира (рисуют только мужчины) и ади гаур (рисуют и женщины). Темами печваи являются изображения и самого Кришны — темноликого с узкими, длинными, опущенными вниз и слегка скошенными к носу глазами (такой образ Кришны известен только в этих областях), и разных сюжетов из его жизни. Изображают также животных, пейзажи и т. п. Рисуют это все теперь и на косынках, шалях и шарфах, а также делают картинки для календарей и открыток.

За последние годы в результате резкого спроса со стороны туристов мастера стали производить печваи стандартного типа, используя для ускорения производства яркие химические красители, которые не позволяют достичь глубоких, мягких и постепенных переходов тонов, отличавших прежние печваи. Многие из них стали работать на перекупщиков из Бомбея или Дели, которые втридорога перепродают их картинки в отелях этих городов.

Вместе с тем почти прекратился спрос на настоящие ручные изделия со стороны храмов, совсем прекратился — со стороны князей и индусской знати и заметно снизился даже со стороны паломников, так как со времени появления типографски воспроизводимых дешевых печваи многие предпочитают не тратить денег на приобретение оригинальных вещей. Меры, принимаемые государственными и общественными организациями по поощрению этой отрасли художественного ремесла, почти не приносят результатов, и произведения, отмеченные печатью индивидуальности мастера, все реже и реже попадают на внутренний рынок.