Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Классический Восток

Культура стран классического Востока

Прежде чем перейти к вопросу о том, что мы вообще понимаем под термином «классический Восток» и какие хронологические рамки мы ставим этому понятию, следует в нескольких словах остановиться на одном звене в цепи древних культур — на раскопках Маршалла в северной Индии, по течению реки Инда. К сожалению, здесь мы, еще в большой мере, чем во всех, ранее указанных случаях, останавливаемся перед скудностью сведений. Раскопки Маршалла были проведены в двух пунктах: Mohenjo Daro, в нижнем течении Инда, и Хараппе — в среднем течении той же реки. Найден ряд культурных сдоев, обнаружены некогда цветущие города с правильно планированными улицами, с канализацией и ваннами в домах. Население занималось земледелием, разводило хлопок (который некоторые из современных исследователей хотят видеть и в Южной Месопотамии), сеяло пшеницу, родиной которой были, вероятно, близлежащие местности Афганистана. Почиталось, очевидно, как священное, какое-то дерево, которое появляется на изображениях печатей, подобно тому, как мы встречаем священное древо в Месопотамии. Наряду с древом встречается изображение божества между двух змей, — мотив, который нам встречается в более поздних культурах.

Наряду с земледелием мы здесь застаем развитое скотоводство: овца, свинья, лошадь, буйвол уже известны. Наряду с короткорогой породой рогатого скота, разводится зебу — горбатый индийский бык, чрезвычайно характерный и для Месопотамии. В свою очередь, вероятно, из Месопотамии, местные жители получают асфальт, как материал при постройках. Серебро и медь известны здесь так же хорошо, как в Месопотамии. Целый ряд явлений очевидно роднит между собою культуру Инда и Месопотамии, причем исследователи склонны считать, что культура Инда была несомненно и более древней и более развитой и мощной к эпохе III тысячелетия, когда она стала клониться к упадку, уступая первенство Сумеру, как а свою очередь Сумер отстал через несколько столетий от опередившей его культуры древнего Египта. К сожалению, опубликовано до сих пор так мало вещей и так немногие из них опубликованы достаточно четко и ясно, что только на трех из них мы можем остановить внимание.

На первом месте стоит небольшая, алебастровая статуэтка мужчины с длинными волосами, которые сдерживает повязка, концы которой свободно висят сзади.

Усы выбриты, как у сумерийцев, борода оставлена. Нижняя часть тела статуэтки была окутана совершенно такой же одеждой, что и на сумерийских изображениях, верхняя часть тела завернута в шаль, совершенно так же, как и статуэтки Месопотамии. Разница только в том, что шаль статуэтки с Инда покрыта узором в виде трилистников. Но трилистники встречаются как орнаментальный мотив и в древней Месопотамии.

Второй из любопытных памятников Индской культуры, это изображение геральдической птицы, — мотив, чрезвычайно характерный для Месопотамии.

1363938057_geroldicheskaya_ptica

И наконец, изображение быка перед жертвенником, с надписью вверху.

1363938162_izobrazhenie_byka

Надпись пиктографическая, а изображение быка совпадает с совершенно таким же из раскопок Киша в Месопотамии, причем оба изображения, Индское и Месопотамское, украшают печати.

Таким образом, находя аналогии и параллели между творчеством Египта и Месопотамии, с одной стороны, и Месопотамией и культурой Инда, с другой стороны, мы тесно связываем эти три великие культуры между собою и прав, может быть, английский ученый Чайльд, который, не видя достаточных доказательств в пользу непосредственных сношений этих стран между собою, ищет четвертого звена, связывающего воедино три помянутые культурные центра, путем морской торговли и посредничества между ними, и осторожно высказывается за то, что такими посредниками могли быть жители Йемена, побережья Аравии.

Итак, подводя итог результатам археологической работы в странах классического Востока, мы, во-первых, должны отметить, что они расширили значительно географические рамки самого понятия классического Востока. На западе культура, схожая с египетской и, может быть, легшая в основание ее, распространяется на оазисы Сахары, и в глубочайшей древности, кажется, соприкасается с культурой древнейшего населения южной Испании. Северная граница заходит до самого Черного моря, захватывая Малую Азию, где вскрыли культуру хетов, представляющую в области изобразительного искусства любопытную смесь влияний египетского и месопотамского, на юге граница этого круга захватывает Нубию, Сомалийское побережье и южную часть Аравии, и, наконец, восточная граница отодвинулась далеко за пределы Месопотамии, захватывая и все течение реки Инда. Второй важный вывод, это окончательное упразднение привычного представления об отдельных странах классического Востока, как о чем-то развивающемся обособленно. Особенности климата, географического положения и т. п. создают, конечно, значительные отличия, исторические условия вызывают иногда временную обособленность одной страны от другой, но в обычное время не прекращается обмен продуктами и взаимное влияние в области технической, в области научного и религиозного творчества, в области изобразительного искусства, и в некоторые периоды для некоторых стран этот обмен становится особенно интенсивными.

Чрезвычайно схожи естественные условия отдельных стран классического Востока. Собственно географически северная Африка и вся передняя Азия, включая сюда и долину реки Инда, представляют нечто чрезвычайно однородное. Пустыня тянется через всю северную Африку, Аравию и переднюю Азию, местами прерываясь речными долинами, благодаря периодическим разливам рек и тучной, намывной почве, вызывающим к жизни богатую флору и фауну. Ячмень, пшеница, финиковая пальма и гранатовый куст являются характерными растениями дикий бык, домашний вол, горбатый индийский бык зебу, коза, овца являются столь же характерными животными. К началу собственно исторического периода мы застаем здесь уже повсеместно характерную земледельческо-скотоводческую культуру, а благодаря близости пустынь и степей с обилием диких животных, полезных для человека, или наоборот, являющихся бичом скотоводческого хозяйства (вспомним месопотамского льва с его характерной пышной гривой, так часто изображавшегося на памятниках месопотамского искусства), население этих стран надолго сохраняет охотничьи инстинкты. В общей сложности, мы на всем протяжении этой полосы земли имеем дело с характерным типом «речных культур».