Из того, что было сказано о телесных отличиях различных групп человечества, естественно вытекает задача — классифицировать все человечество на основании каких-либо существенных признаков, т. е. так же, как мы классифицируем растения и животных. На первый взгляд задача кажется нетрудной. Если среди нас окружающих, даже среди братьев и сестер (если только близнецы), мы не находим лиц, совсем уж схожих, то, повстречав толпу китайцев или финнов, удивляемся их взаимному сходству, находим у них какой-то общий тип, выделяющий их из множества остальных людей. Достаточно лишь указать характерные черты такого типа и определить его принадлежность к другим типам. Как мы увидим, задача эта получится не только сложной, но и едва ли осуществимой, хотя попытки ее разрешения восходят ко временам глубокой древности.
По библии, все племена человечества — потомки от трех детей Ноя, Хама, Сима и Иафета; они то и делятся на три группы, имеющим различие по своими телесными признаками. Но библия знала только небольшой круг белой народности, две крупных ветви которой и теперь называются хамитами и семитами (вернее было бы сказать — симитами), а негров не знала, и они уже впоследствии были причислены к группе хамитов.
Со страниц библии эта классификация и была усвоена христианами и мусульманами. Другим древним памятником в истории классификации человечества является египетский стенной рисунок (XVII в. до христианской эры) — «Приношение дани царю». На рисунке изображен египтянин, негр, семит и белый. Иероглифическая надпись дает краткие сведения о наружности, месте обитания и происхождении данных народностей: египтянин, семит и белый — дети светлого солнца, а негр — дитя темной ночи. Греческие, римские и средневековые писатели дают, по сути, аналогичное деление людей по цвету их кожи; на другие признаки начинают обращать внимание только со времени великих географических открытий, когда становятся известными новые представители человечества.
Первая попытка классифицировать народы по совокупности телесных признаков и географического распределения, сделана была вначале XVIII в. знаменитым шведским натуралистом Линнеем. Разделив животное царство на классы, порядки, семейства, роды и виды и поместив человека в порядке приматов вместе с человекообразными обезьянами, Линней делит человечество на три вида: «дикий человек» (homo ferus), обросший шерстью и ходящий на четвереньках, «человек чудовищный» (h. monstruosus), каковым являются кретины и прочии уроды, и «человек разумный» (h. sapiens). Касаемо «дикого человека», то едва ли основанием для него послужила Линнею идея эволюции, тогда еще неизвестная, а, вероятно, — отголоски фантастических рассказов путешественников о волосатых и хвостатых людях, якобы виденных ими в далеких странах. Разумный человек или «человек дневной» (h. diurnus) делится четыре разновидности: европеец, азиат, африканец и американец. Каждый вид Линней описывает по цвету кожи, глаз и волос, дополняя описание несколько курьезными характеристиками. Белокожий, белокурый и голубоглазый европеец проницателен и пытлив, носит узкое платье и правит законностью. У азиата желтоватый оттенок кожи, волосы довольно темные, а глаза карие; он меланхоличен, своенравен, скуп, жесток, носит много платья и подчиняется мнениям. Американец — с красноватой кожей, черными пышными волосами, безбородый, лицо покрыто веснушками, упрям, доволен, свободолюбив и управляется обычаями. У африканца кожа совсем черная, смолистые курчавые волосы, нос приплюснут и губы толстые; он ленив, флегматичен, хитер, равнодушен и подчиняется произволу.
Самое видное место в истории развития вопроса, связанного с классификацией человечества занимает система геттингенского профессора Блюменбаха, освещенная им в сочинении небольшого объема «О разнообразии рода человеческого в природе» (De hommis humani varictnte nativa. 1775 г.). В основу своей системы Блюменбах положил совокупность телесных признаков, прежде всего форму черепа, если его рассматривать сверху, затем цвет кожи, черты лица и волосы. Он впервые сделал разделение человечество на 5 рас: монгольскую, кавказскую, эфиопскую, американскую и малайскую. Кавказская раса является нормой для типов всего человечества, имеет белый цвет кожи, правильно развитый во всех направлениях череп, правильные и симметричные лицевые черты и мягкие волнистые волосы. У монгольской расы череп четырехугольный, скуловые дуги и нос — плоские, желтоватый цвет кожи, черные жесткие волосы и узкий прорез глаз. Американская раса отличается коротковатым черепом, широким лицом, высоким лбом, медно-красным оттенком кожи, а волосами типичными монголам. У народов малайской расы нос и скуловые дуги плоские, как у монголов, череп в длину несколько укорочен, височные кости выдаются, каштаново-коричневый цвет кожи, темные густые вьющиеся волосы, широкий нос с довольно утолщенным концом и объемный рот. У эфиопской расы, к которой Блюменбах причислил негров и абиссинцев (эфиопов), череп длинный, сжатый с боков, скуловые дуги, челюсти и верхние зубы выдаются, лоб выпуклый, кожа черноватого цвета, волосы черные и курчавые.
Но эта классификация не состоятельна. Смешанное по происхождению, пестрое население Кавказа, исключая грузин, очевидно, не может считаться типичным представителем народов этой расы; абиссинцы (эфиопы) к черной расе принадлежности не имеют; американские индейцы далеко не все медно-красны и имеют все кожные оттеки до темно-коричневого и почти белого включительно. Тем не менее, классификация Блюменбаха, благодаря своей простоте и наглядности, до сих пор, с внесенными поправками, не утратила своего значения; во-вторых, она, до известной степени, определила дальнейшую научную работу в области данного вопроса. Попытки заменить такую классификацию иной, гораздо совершенной, до сих пор не прекращаются, но почти в каждой из подобных попыток мы найдем элементы системы Блюменбаха.
Вслед за Блюменбахом, французский ученый Кювье предложил деление человечества только на 3расы: белую, желтую и черную. Он в расах видел лишь разновидности и допускал дальнейшее подразделение белой и желтой рас. Подразделения расы черной он не касался и не включил в свою классификацию малайцев, лопарей, эскимосов и американских индейцев.
Француз Вирей, выступивший с теорией полигенизма, делил человечество по форме челюстей на два вида, ортогнатов и прогнатов, а каждый вид на три расы. В 40-е годы позапрошлого века шведский ученый А. Рециус классифицировал человечество на основании измерения длины и ширины черепа и величины лицевого угла. По Рециусу, человечество делится на четыре расы: долихоцефалы — ортогнаты и долихоцефалы — прогнаты, брахицефалы — ортогнаты и брахицефалы — прогнаты. Ортогнатические расы признавались высшими по сравнению с прогнатическими. В эту систему антропологи внесли впоследствии целый ряд поправок и ввели новую группу месоцефалов (среднеголовых). Э. Геккель построил свою классификацию главным образом на форме волос. Т. Гекскли в 1870 г. Предложил, в общем, хорошо продуманную и плодотворную классификацию человечества на четыре типа, принимая во внимание целую совокупность признаков — цвет кожи, глаз и волос, форму черепа и волос, рост и пропорция тела. Типы эти следующие: австралоидный, негроидный, светло-белый и монголоидный. Известный географ О. Пешель, исходя так же, как Блюменбах и Гекскли, из совокупности признаков, разделил человечество на семь рас: австралийцы, папуасы, монголо-образные народы, дравиды, готтентоты, негры и средиземноморские народы.
Из позднее появившихся классификаций мы упомянем о системах Топинара, Катрфажа и Деникера. Топинар делит людей по кожному цвету и форме носа на три группы: белая узконосая, желтая средненосая и черная плосконосая. Катрфаж, основываясь на анатомических признаках, а точнее на строении черепа и цвета волос, делит человечество на три ствола или расы, — негрский, белый и желтый, дающие несколько ветвей, и на две смешанные расы: океанийцы и американские туземцы. Антрополог из Франции И. Деникер, основываясь на форме черепа, цвете коки, волос, глаз и т. д., устанавливает тринадцать рас, подразделяющихся на двадцать девять под рас. Деникер дает обширный и точный фактический материал, отмечает сродство между расами и высказывает множество оригинальных мышлений. Так, в числе его рас мы встречаем ассироидную расу, характеризующуюся крючковатым носом, утолщенной нижней губой и сросшимися бровями, что мы и видим на древних ассирийских памятниках. К такой расе он относит евреев и арабов, часть персов, курдов и армян, продвигая, этим, семитический тип не только на некоторых арийцев, но и на индийских тодов, причисляемых обыкновенно к дравидам. Афганцев Деникер объединяет в одну расу с индусами, признавая, однако, смешанный характер последней вследствие смешивания с ассироидами, дравидами, монголами, тюрками и т. д. Малайская раса заменяется «океанской группой», в нее входят как чистокровные полинезийцы, так и смешанное по крови население Малайского архипелага и, отчасти, Индо-Китая. Американские индейцы делятся на четыре расы: северо-американскую и патагонскую, имеющим отличии в высоком росте, средне-американскую и южноамериканскую, с ростом средним и ниже среднего. Чистокровные угры, по Деникеру, сохранились только среди пермяков, черемис и вотяков.
Итак, создать общепризнанную расовую классификацию человечества не удалось, и число рас у разных антропологов колеблется в пределах от 1 до 150 и даже более. Почему? Ведь слово «раса» по отношению к человеку значит одинаково, что «порода» относительно разводимых нами домашним животным, породы которых мы не затрудняемся определить; зоология легко группирует животных около известного числа видов и распределяет их на классы, семейства, роды, виды, разновидности и т. д. Однако этого сделать нельзя относительно человека. Расовые признаки — это анатомические и физиологические различия, появляющиеся под влиянием наследственности и изменчивости. Имея в виду эти признаки, мы рассматриваем человека, исключительно как особь зоологическую. Для человека же этого недостаточно, и безусловное сравнение рас с разновидностями или породами диких либо домашних животных является неправильным. Животное приспособляется к природным условиям только своим организмом, а человек, даже на самой низшей ступени культуры, ослабляет эти условия, создает себе в той либо иной степени искусственную среду; поэтому изменения физического характера в его организме должны происходить иным путем, чем у животных. Хотя человеческие расы и являются не самостоятельными видами, а только лишь разновидностями единого по своему происхождению человеческого рода, однако этого общего предка мы не знаем, тогда как для всех рас животных известен основной вид, от коего они произошли. Все экземпляры данной породы животных удивительно сходны между собою, и мы их безошибочно относим к данной породе, тогда как среди представителей человеческих рас и племен мы наблюдаем достаточно более или менее заметных различий. Человечество с давних времен находилось и находится в процессе смешивания когда-то существующих рас, и это смешивание для него является правилом, а чистота расы — редчайшим и сомнительным исключением. Большинство народов Судана не чистокровные негры, а смесь берберов с неграми и семитами. В Америке чистокровных индейцев вдвое меньше, чем метисов, причем первые быстрее вымирают и имеют меньше детей, чем полукровные. Многие народы Индии являются потомками дравидов, арийцев и монголов. Все население Европы помесного происхождения, и разделение его на расовые группы по телесным признакам представляет большие трудности, несмотря на обилие антропологических наблюдений.
В зоологическом смысле термина человеческих рас нет, и чисто-расовая или зоологическая классификация человечества не представляется возможной. Изучать и классифицировать человечество следует не лишь по расовым, телесным, но и по этническим признакам, выражающимся в языке, формах быта и культурных достижениях различных народов. Под словом раса следует разуметь идеальный, в теории тип, который получается в результате анализа и объединения сходных телесных признаков разных этнических групп и отдельных народностей. Людей, вполне подходящих под такой идеальный тип, мы не находим, так как к двум-трем характерным признакам присоединяется много признаков не характерных и спутанных вследствие смешения народов.
Рассматривая расы, как идеальные типы, к которым более или менее приближаются народы и индивидуумы, большинство нынешних антропологов и этнографов делит человечество на три основных расы или группы по цвету кожи, так как по таким признакам обыкновенно связываются и остальные телесные признаки. Любая из основных рас делится на под-расы или подгруппы, на племена и народности, на основании признаков физических и этнических. Заметим, что в такой упрощенной системе точного разграничения рас и народов нет; помимо этого, некоторые народы остаются изолированными. Так, например, в Восточной Европе и Северо-Западной Азии нельзя проложить резкую грань между расой желтой и расами белыми, так как многие финские и тюркские народы и, отчасти, европейцы, вследствие смешивания, представляют поэтапный переход от расы одной к расе другой. В Северной Африке мы наблюдаем народы белой расы (берберы, феллахи и др.), представляющие переход к черной или негрской расе. Как у растений и животных, так и между народами и расами, нет линейных границ, а более или менее обширные переходные пространства.
Белая, или средиземная, раса (Блюменбах обозначил ее Кавказской) имеет распространение на Европу, Северную Африку есть в Западной Азии до Индии включительно, расселилась по Америке и Австралии, где составляет большую часть населения. К такой расе имеет принадлежность около половины всего человечества (в 1922 г. 920 млн.). По своим физическим этническим признакам она представляет большое разнообразие, разветвляясь на главные и второстепенные группы. Главные группы: арийцы или индоевропейцы (восточные и западные), семиты и хамиты.
Белая раса выделяется, прежде всего, по кожному цвету, который в основе своей беловато-розовый, но разных оттенков, переходя в бронзовый и даже коричневый, приближающийся к негрской коже. Волосы локонообразные, довольно мягкие, по разрезу представляют средину между круглым монгольским и плоским волосом негров. Цвет волос всех оттенков, от светлого до черного; растительность, как на лице, так и на теле у мужчин вообще значительна. Что касается формы черепа, то встречаются как длинноголовость, так и круглоголовость, но вообще преобладают среднеголовые, особенно в западно-арийской или европейской группе ортогнатизм, или прямоголовость, определенно выражен. Нос выступающий, довольно узкий, иногда слегка изогнутый, рот небольшой, губы развиты умеренно. Преобладающий рост средний либо выше. Строение скелета, пропорции и формы тела и черты лица народов белой расы наиболее отвечают нашим понятиям о красоте.
Европейская ветвь народов белой расы лучше изучена в антропологическом плане. По облику физическому она кажется вообще однородной, однако в действительности является весьма смешанной. Деникер делит ее на шесть главных рас и четыре под расы. Рипплей и Серджи разделяют европейское население на три группы: северную или германскую, альпийскую и средиземноморскую.
- Северная или германская группа отлична рослостью (170 см.), длинноголовостью, розовато-белым оттенком кожи и светлыми или каштановыми волосами. К ней принадлежат скандинавы, англичане, шотландцы, ирландцы и северные немцы. Еще в доисторическое время эта группа из северо-западной Европы расселилась до южной Европы, проникла в северную Африку, а так же западную Азию до Индии включительно. Там она уцелела кое-где небольшими островками среди народов другого типа.
- Альпийская группа роста среднего либо ниже (164—166 см) с темной кожей, черными волосами, глазами карего цвета, круглой широкой головой. Она преобладает теперь среди населения средней Европы, средней Франции и в Альпах; встречается вместе с другими расами в Польше и др. странах. Полагают, что эта группа пришла из Азии и жила в Европе уже в конце древнекаменного века.
- Средиземноморская группа низкоросла (161- 162 см) с удлиненной головой, узким овальным лицом, слегка изогнутым носом, смолистыми волосами и черными глазами, смуглой кожей с желтоватым или бурым оттенком. К ней относят итальянцев, испанцев, португальцев, греков и др. обитателей островов и полуостровов Средиземного моря. Серджи выводит эту группу из Африки. Желтая, или монголоидная, раса населяет некоторые части Европы, значительную часть Азии, большую часть островов Тихого океана и всю Америку, составляя более трети всего человечества (715 млн. в 1922 г.).
Главные ветви этой расы:
- монгольская (615 млн.), к которой относятся народы финско-угорские, урало-алтайские, китайцы, тибетцы, большинство народов Индо-Китая, японцы, корейцы арктические народы (юкагиры, камчадалы, коряки, чукчи),
- малайская, американская.
Общие черты желтой расы: доминирующая широкоголовость, широкое плоское лицо с выступающими скулами, плоский нос, глаза узкие, с монгольской складкой (косым разрезом), черные, прямые, грубые волосы с круглым разрезом, телесная растительность незначительная, длинное коренастое туловище с довольно короткими конечностями; цвет кожи пергаментно-желтый с разными оттенками, буро-желтый и красновато-коричневый. В главных и второстепенных ветвях и народах желтой расы мы встречаем более или менее значительные отклонения от общего типа. В смягченной форме черты монгольского типа выражены у тюркских и финско-угорских народов, представляющих иногда переход к белой расе; значительные отклонения наблюдаются у древних народов северной Азии; эскимосов выделяет из монгольской ветви значительно выраженная длинноголовость. Особняком от монгольской ветви стоят айносы (о-ва Сахалин, Курильские и Иессо), самый волосатый народ на земле, чертами лица несколько напоминающий европейцев, а вдавленным корнем носа — австралийцев.
Малайская ветвь образовалась из смешения древнего темнокожего населения с монгольскими типами, а позже с индусами и арабами. Западные малайцы (о-в Мадагаскар, южная часть Малакки, о-ва Зондские, Молукские и Филиппинские) близко стоят к монгольской ветви, но отличаются от нее более стройным телосложением, меньшей скуластостью и слабее выраженным косым прорезом глаз. Цвет кожи показывает переходы от желтого к коричневому и оливково-черному. Собственно, физический тип западных малайцев обнаруживает значительные местные отличия.
Восточные малайцы (полинезийцы и микронезийцы) отличаются высоким ростом (170—180 см), стройным с хорошей пропорцией телосложением и могут считаться красивым видом человечества; в особенности славятся своею красотою женщины на островах Таити и Самоа. Голова у полинезийцев широкая, нос крупный, часто прямой; волосы волнистые, иногда прямые с темным отливом, растительность на лице скудная. Цвет кожи светло-бурый, иногда с желтоватым или золотистым отливом, часто темно-оливковый, но, вообще, неодинаковый на различных островах.
Американская ветвь, наряду с чертами сходства, имеет такие черты различия с монгольскими народами, что ее зачастую считают особой расой. От монголов американские индейцы отличаются высоким, часто орлиным носом, меньшей скуластостью и отсутствием, в большинстве случаев, косого прореза глаз; волосы, хотя прямые и черные, но с коричневым оттенком; рост выше среднего. Вообще, как по облику физическому, так и по языковому, американские индейцы представляют большое разнообразие, и антропологи делят их на несколько групп. Здесь живут и широкоголовые, и длинноголовые народы, высокорослые (патагонцы, ирокезы) и низкого роста (пешересы, некоторые горцы на западе С. Америки); цвет кожи варьирует от медно-красного (у немногих племен) до желтого, от темны к и бурых оттенков до самых светлых.
Как возникла американская ветвь желтой расы?
Археология доказывает, что человек существовал в Америке еще в эпоху дилювиальную и, вероятно, еще раньше. С другой стороны, схожесть американских туземцев с монголоидной расой говорит за то, что их предки пришли из Азии. Произошло это в те времена, когда на месте Берингова пролива существовал перешеек, и Европа соединялась с Северной Америкой сухопутным пространством, остатками которого являются о-ва Фарерские и Исландия; возможно, что в те времена на месте теперешних небольших островов Полинезии находились обширные пространства, которые связывали Азию с Америкой и погрузились впоследствии на дно Тихого океана. Обособленное существование в течение продолжительного времени в разнообразных по своей природе областях громадного материка и было причиной того разнообразия физического типа, которое характеризует американских туземцев.
В культурном отношении желтая раса показывает такое же разнообразие, как в антропологическом и лингвистическом. Среди народов этой расы в глухих местах Азии и Ю. Америки мы встретим почти дикарей; в народных верованиях широко распространен шаманизм, глубоко проникший в занесенные извне буддизм и мусульманство; христианство затронуло сравнительно небольшую часть народов этой расы и не обнаруживает тенденции к дальнейшему распространению. Взглянув по-другому, в числе народов этой расы мы встречаем финнов, мадьяр, японцев, вполне усвоивших культуру европейцев, и китайцев, бывших цивилизованным народом в ту пору, когда цивилизация только еще зарождалась в Европе. История Китая и Японии в Азии, Мексики и Перу в Америке является подтверждением способности желтой расы к самобытному культурному творчеству. Наука еще не решила, чья цивилизация древнее, Египта, или Месопотамии, древние обитатели которой (сумиры и аккады), вероятно, имели отношение к желтой расе.
Духовные облик народов желтой расы характеризуется замкнутостью, сдержанностью, способностью упорно и кропотливо трудиться, строгим, соблюдением дисциплины и сильной склонностью к жестокости и деспотизму.
Черная или негрская раса, нарекаемая также эфиопской, населяет тропическую и субтропические части Африки, западный Мадагаскар, внутреннюю часть Декана на п-ве Индостане, материк Австралии и соседствующие с ней острова; в Америке насильственно переселенные туда негры составляют восьмую часть населения. В общей сложности, чернокожие народы (включая дравидов) составляют, приблизительно, десятую часть всего человечества — 187 млн. (по данным 1922 г.).
Главные ветви черной расы:
- африканская, подразделяющаяся на суданских негров, негров банту и карликовых негров,
- австралийская, к которой относятся австралийцы, негритосы (маленькие негры) Малакки, веддасы на о-ве Цейлоне, мелкие племена на о-вах Андаманских, Филиппинских и во внутренних частях Нов. Гвинеи, народы дравиды,
- папуасы и меланезийцы.
Черная или негроидная раса отличается темным, чаще темно-бурым цветом кожи, принимающим у некоторых народов более светлые, желто-бурые оттенки, очень выраженной длинноголовостью и прогнатизмом, широким приплюснутым носом, утолщенными губами, относительно длинными руками и ногами и весьма слабо развитыми икрами. Волосы черные, плоские в разрезе, курчавые, напоминающие баранью шерсть (негры, негритосы, папуасы) у одних, у других представляют лохматые или волнистые пряди (австралийцы, дравиды, веддасы); у первых борода почти не растет, вторые обладают густою бородой.
Африканская ветвь является наиболее типичной и многочисленной; от других ветвей отличается высокорослостью, физической силой и выносливостью в работе. Представители ее беспечны, веселы и простодушны, как дети, легко поддаются аффектам и тогда бывают зверски жестоки. Самобытная негритянская культура стоит низко, но среди негров, переселенных в Америку, можно встретить вполне образованных по-европейски людей. Суданские негры, в той или иной мере смешавшиеся с хамитами и арабами, распадаются на много народов, но говорят родственными языками, тогда как языки негров-банту довольно различны по своему строению.
Карликовые негры (рост 130-150 см) живут небольшими группами в лесах бассейна реки Конго, левых притоков Белого Нила и в Камеруне. Цвет кожи у них шоколадный или темно-бурый, волосы завиваются мелкими пучками, голова круглая, сравнительно короткие конечности. Язык по строению и характеру звуков резко отличается от негрских языков.
В культурном отношении они стоят значительно ниже негров и, по всему, являются остатками особой расы.
Индо-австралийская ветвь отличается от африканской более бурым цветом кожи, волнистыми волосами и обильной растительностью на лице и на теле, более сильным прогнатизмом и очень выпуклыми надбровными дугами и широким в ноздрях, узким и вдавленным у корня носом. Типичными представителями этой ветви считаются австралийцы, и вымершие (к 1876 г.) тасманийцы. Негритосы отличаются от негров маленьким ростом, более широкой головой, длинными волосами и морщинистым лицом. Папуасы и меланезийцы в физическом плане представляют переходный тип между африканцами и австралийцами. В культурном отношении индо-австралийская ветвь стоит низко, за исключением дравидов. Последние сильно смешались с индоевропейцам и, отличаются от последних почти только цветом кожи, имеют свою древнюю письменность и литературу. Поэтому дравидов часто не причисляют к черной расе, а ставят особняком, как переходный тип от черной расы к белой. К черной расе причисляются иногда южно-африканские бушмены и готтентоты, но низкий рост (особенно у бушменов), желто-бурая морщинистая кожа и круглоголовость сильно отделяют их от негрского типа.