Концепция Платона, подобно Пармениду, соединяет понятие бытия с понятием инвариантности, пребывания, неизменности. Если взять ряд конкретных ощущений, индивидуальных образов, индивидуальных объектов и превратить этот ряд в общее понятие, то при этом на первый план выступает то общее, что свойственно всем индивидуальным элементам ряда. Мы превращаем конкретный ряд в общую идею. Эта единая тождественная себе идея воплощается в индивидуальные образы. В такой тождественной себе идее Платон видит пребывающее, истинно существующее. Он видит в ней бытие. Представление о тождественной себе и поэтому реальной, действительно существующей идее — одно из самых фундаментальных представлений Платона.
Но в отличие от Парменида Платон не считает нетождественные, преходящие, индивидуальные образы простой иллюзией. Нет, они существуют, но их существование — низшего ранга, они лишены субстанциального бытия, они являются лишь воплощениями идеи. Эта иерархия реальности, это понятие воплощения пребывающей субстанции в конкретные образы делают субстанцию чем-то активным и творческим. Впоследствии платоновский реальный мир пребывающих идей превратился в мир конкретных, но непротяженных и чувственно непостижимых духов. Неоплатоники заменили творческую активность Платоновых пребывающих идей эманацией и деградацией духа, нисхождением логоса от бога к миру. Они перешли от философии общих понятий к религиозной демонологии.
Но у самого Платона исходный пункт философских конструкций — это мир, с его фундаментальной коллизией тождественного и пребывающего, с одной стороны, и нетождественного и преходящего, с другой. Платон заменяет восхождение от реальной, изменчивой и гетерогенной ткани мира к абстрактным, неподвижным понятиям обратным процессом — воплощением этих понятий в конкретные образы. Речь идет, прежде всего, о геометрических понятиях. Мы встречаем здесь, у истоков научной мысли, разграничение, чрезвычайно близкое современным коллизиям науки. Это разграничение геометрического и физического образа. Геометрия идентифицирует разнообразные физические объекты, превращает их в геометрические, однородные пространственные понятия. Современная наука приписывает бытие физическим объектам и ищет предикаты, отличающие их от небытия, от геометрии, отличающие частицу от мировой точки. Это — традиция Демокрита. Концепция Платона приписывает бытие геометрическим образам и не останавливается на этом, он переносит титул реальности далее, к еще более «абстрактным, непространственным объектам. Позднее эта линия твердеет, теряет свою античную гибкость и вливается в мистику неоплатоников.