Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Конструкция ворот удмуртов

Наиболее распространенная конструкция ворот: поверх трех опорных столбов устанавливается поперечная балка, крепящаяся иногда с помощью кронштейна. Между опорными столбами устанавливаются дощатые створки. Ворота завершаются двухскатной крышей. Другая конструкция (более древняя): к крайним опорным столбам пристраивался сруб из обтесанных бревен, концы которых выступают по бокам и лицевой стороне ворот на ширину крыши — это повлекло за собой и декоративное убранство дополнительных столбов, которые устанавливаются с лицевой стороны в вырезе сруба. Обычно резьбой украшают опорные столбы, верхнюю поперечную балку, кронштейн, а позже — створки и боковые стороны крыши. Поиск конструктивной и художественной выразительности ворот был связан с определенной их знаковой и смысловой функцией. Архитектоника столбов предельно проста. Столбы, как правило, изготовлялись из мощных бревен (диаметром до 60 см). Но на высоте примерно 30-40 см от земли форма их постепенно переходит в четырехгранный параллелепипед. Наконец, подчеркнем, что все столбы завершаются балкой и двухскатной крышей со сложной функционально конструктивной основой. Именно ворота, ввиду их яркой конструктивно-декоративной роли, являлись своего рода эмоционально-смысловым центром в организации ансамбля жилища, а также занимали немаловажное значение в планировочной структуре самой улицы и фасада усадьбы.

Конструкция ворот удмуртов

В декоративном оформлении ворот нашло присущее удмуртам осмысление окружающего пространства. Блестящий пример тому — размещение солярной символики на столбах ворот, орнамент которых отличался большим разнообразием — это овалы, круги, полукружия, ромбы, а иногда сильно стилизованная человеческая личина. Истоки этой традиции восходят к искусству пермского звериного стиля, т.е. ко времени его расцвета (V-IX вв. н.э.).

Конструкция ворот удмуртов

В технике трехгранно-выемчатой резьбы выполнялся основной солярный мотив: символическое изображение солнца. Солнце, дающее все блага жизни, изображалось в виде круга, полукружия и ромба с отходящими от него радиально лучами. Считалось, что ворота — лицо дома хозяина. О благосостоянии и достоинстве хозяина судили по воротам. Солнце — высшее божество, которому поклонялись люди, оно «отгоняло» злых духов. Солярные знаки имели охранительный смысл. Вкопанные в землю столбы своей массой и силуэтом, выверенной пластикой объема находились в постоянной зрительной ориентации человека. Они несли символическую функцию с охранительными знаками «оберегами» — резными метками «пус». Несмотря на общее сходство мотивов, можно пронаблюдать исключительное различие композиционных решений в оформлении опорных столбов. В одном случае — сочетание окружностей с параллельными полосами, расположенными горизонтально или вертикально, в другом — сочетание полукружия с четвертью круга, в третьем — сочетание четвертей ромба, круга (вписанных в квадрат), но, как правило, отмеченные разновидности не нарушают общего характера трехчастной композиции, членящей ствол опорного столба. Четко прорисованные крупные формы орнамента, пластичностью каждой детали, были стилистически связаны с орнаментикой поперечной балки, производя общее впечатление монументальности. Здесь был также основной мотив — солярный.

Конструкция ворот удмуртов

Опорные столбы ворот, в народе называемые «шунды юбоос» — «солнечными», отражали вероятно идеологические своеобразные представления удмуртов о системе мироздания, понятия их о трех мирах. Трех частность встречается не только в изделиях народного декоративного искусства, но и в многочисленных фольклорных сюжетах и местных дохристианских верованиях удмуртов. Так, в трехчастных «куриськонах» (просьба, молитва, претензия) удмурт обращается к трем природным ярусам: к небу, главным божеством которого был Инмар, поднебесью, богом которого являлся Куазь, и земле, где правил Кылдысин — бог сферы обитания человека. В «куриськонах» выражались земные интересы и чаяния народа. Не только в просьбах, но и в клятвах удмурт называет в первую очередь солнце: «шунды понна» — клянусь солнцем, «та шунды» — клянусь, солнце — свидетель. У удмуртов бытует обычай почитания полуденного солнца, стража-хранителя. Языческий культ солнца был широко распространен среди финно-угорского населения Прикамья, где эта архаическая традиция, безусловно, связана с днями зимнего и летнего солнцестояния. Последние указывают на тесную связь народного календаря с циклами местных сельскохозяйственных работ.