Атеизм отвергает веру в то, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889), которого называли Русским Прометеем, писал, что материалистическая философия и естествознание учат о единстве человека, об отсутствии у него двойственной природы, о несостоятельности противопоставления души телу.
В 1868 году замечательный русский ученый Иван Михайлович Сеченов (1829—1905) опубликовал труд «Рефлексы головного мозга».
Он доказал, что поведение людей есть результат деятельности их мозга. Все акты сознательной и бессознательной человеческой жизни — это проявление рефлексов. С помощью нервов мозг улавливает раздражения из окружающего мира. Вспыхнула лампочка — тотчас же зрительный нерв, реагируя на свет, посылает сигнал мозговым центрам. Раздался звонок — нерв слуха сигнализирует центру всех наших чувств — мозгу. Таким образом, в мозгу возникает цельная картина, отражающая мир реально.
Митрополит Петербургский и Ладожский просил царское правительство «господина профессора Сеченова за предерзостное, душепагубное и вредоносное учение» сослать в Соловецкий монастырь «для смирения и исправления».
Труды Сеченова продолжил великий ученый Иван Петрович Павлов (1849— 1936).
Он в пятнадцать лет стал неверующим. В 1931 году Павлов беседовал с А. М. Горьким. Ученый сказал: «Я потерял веру, которую имел в детстве. Слово «бог» лишь словесное выражение для нашего незнания, а ведь сила человека только в знаниях, а не в вымыслах».
Павлов доказал, что психическая жизнь — это деятельность головного мозга. У человека душа умирает одновременно с его телом. Если умирает мозг, то наступает и конец личного «я», подобно тому, как электрическая лампочка перестает давать свет, если разбито стекло или порвана светящаяся нить.
В электронно-вычислительных машинах можно создать аналогию логических связей, подобную существующим в человеческом мозгу. ЭВМ решают математические задачи в сотни миллионов раз быстрее людей. Однако аналогия — это не тождество. Какими бы огромными ни были успехи науки и техники в области создания ЭВМ, это не значит, что исчезнет различие между автоматом и человеком, машиной и мозгом. Понятия «обучающиеся», «думающие» и «умные» машины всего лишь выражения образные, их не следует понимать буквально. Академик А. И. Берг писал: «Машины не могут думать и никогда думать не будут. Возможность думать дана только комбинациям из клеток живых и нервных, кои образуют мозг человека».
Машина не обладает моралью, чувствами, характером, воображением, волей. Машина никогда не заменит человека. Она всегда останется его помощником. «Помни, что природа — не является богом, человек — не является машиной, гипотеза — фактом» — как современно звучат сегодня слова выдающегося французского философа XVIII века Дени Дидро.
Теоретическая основа автоматизации — кибернетика. Будущий создатель ее Норберт Винер (1894—1964) семи лет отроду прочел работу Чарлза Дарвина о происхождении человека.
В одиннадцать лет Винер написал трактат «Теория невежества». В нем он пришел к такому умозаключению: чем человечество живет дольше, тем оно больше избавляется от религиозных суеверий.
Впоследствии Винер стремился открыть законы процессов связи и управления в живом организме, в техническом устройстве и человеческом обществе. Тогда как религия возложила функционирование связи, контроля и управления на бога, внушая, что «всевышний» направляет людей непознаваемым путем к осуществлению его целей. Слово «религия» в переводе с латинского означает «связь». Какая это связь? Призрачная, выдуманная связь между одним лишь существующим миром и миром не существующим, сверхъестественным. Павлов говорил, что если у человека нет знаний связи в череде событий, между людьми, то он выдумывает вместо настоящих связей связи мнимые — суеверные.
Верующие молятся богу, обращаются к нему с просьбами. «Вскоре бога не умолишь», — говорили когда-то разочарованные люди. Народ шутил над тем, что бог не в состоянии обеспечить «надежную информацию» о воле своей: «Дождь глух, сказал ему господь: отправляйся туда, где дождя ждут, он же пришел туда, где жнут. Сказал господь: дождь, отправляйся, где просят, он же появился, где сено косят».
Человеку не нужны духи и боги, чтобы жить по законам Добра, Справедливости и Красоты.