Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Крестьянское творчество

После дерева наиболее подручным материалом в крестьянстве являлась глина извечный материал для посуды. Количество дошедших до нас древних памятников в этой области значительно меньше в силу хрупкости материала. Но и сравнительно новые произведения этого искусства, не исключая гончарных изделий, еще недавно в изобилии появлявшихся на сельских и уездных ярмарках, убедительно говорят о древности образцов. И в этой области, рядом с простыми по формам сосудами, рано должны были появиться затейливые сосуды в форме различных животных и птиц, как можно судить по аналогиям в крестьянском искусстве Западной Европы. Медведи, львы, орлы, излюбленные сирины обращались в кувшины, бутыли, иногда подсвечники. Своего рода венцом изобретательности в этой области являются кувшины-квасники кольцеобразной формы с подставкой внизу, горлом и носом вверху и круглым отверстием в центре, ставшие на Руси одной из любимейших форм.

Исконная русская потребность в узоре, орнаментальном украшении, находила выход и здесь — в примитивных выпуклых или углубленных узорах, которыми украшались стенки сосудов, обыкновенно покрытых одноцветной поливой-глазурью. Но в силу самой природы гончарного искусства центром внимания преимущественно являлась сама форма сосуда.

Крестьянское творчество охватывало, конечно, и другие области декоративного искусства, не представляющие особых технических трудностей по самым производственным процессам. Так, оно охватывало кузнечно-слесарное дело, где фантазия художника находила прекрасный выход в изобретении замысловатых узорных форм для дверных петель — «жиковин», подставок для горящей лучины — «светцов», замков и ключей и т. п.

Крестьянское творчество

Особую ветвь в крестьянском искусстве составляло художество по преимуществу женское — домашнее вышивание и плетение кружев, разделявшее общие судьбы крестьянского искусства. Как и во всем крестьянском искусстве, тут было, сравнительно, мало «сюжетов», основных тем, но бесконечно разнообразны способы воплощения, широко развита творческая фантазии, подчас граничащая с виртуозностью.

Крестьянское творчество

Громадное развитие и высота достижений крестьянского, так сказать, домашнего, бытового искусства, в значительной степени объясняют и высоту общего уровня декоративного искусства допетровской Руси и ту быстроту, с какой русские мастера овладевали всеми тайнами новых для них и технически чрезвычайно сложных производственных процессов. Только на почве, возделанной многолетним навыком, среди населения, от мала до велика одаренного бесспорным чутьем декоративности, могли так быстро укрепляться и развиваться такие сложные и утонченные отрасли декоративного искусства, как эмаль и скань.

Не зная крестьянского творчества, не представляя себе его значения в смысле непрерывного и всеобщего народного декоративною творчества, — трудно не только получить ясное представление об исторических судьбах русского декоративного искусства вообще, но, пожалуй, и объяснить себе сам факт его процветания.