Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Крылатый Прометей

Один из наиболее древних образов фольклора — пернатый «Прометей», известный не только коренным австралийцам, но и нашим северным народностям.

Еще в начале XX века на Камчатке, Чукотке и Аляске был распространен миф о «культурном герое» Вороне. Он действует в паре с Орлом, спорит с ним, кто из них старее и мудрее. Многие народы считали ворона воплощением солнца, солнечной птицей, несущей свет и огонь. Почему ворон приносит людям огонь? Это придумали потому, что у этой птицы черное оперение. Оно, мол, появилось из-за того, что птица опалилась, когда несла людям огонь.

В 1889 году царское правительство сослало молодого поэта Владимира Богораза-Тана (1865—1936) за революционную деятельность на северо-восточную окраину нашей страны. Десять лет он жил в Колымском крае среди чукотских охотников и рыболовов. Богораз-Тан записал у них множество сказок о вороне Куркыле. Он прилетает, чтобы съесть злых духов — кэле. Ворон создает реки, скалы, землю, делает тюленей и китов из щепок разных деревьев, учит людей пасти стада оленей. Куркыль похитил огонь у злых духов. «Люди жили в темноте и ели камни, — говорили чукчи, — если бы не ворон, они никогда бы не узнали, как добыть огонь. Куркыль изготовил инструмент для добывания огня».

Крылатый Прометей

В фольклоре наших северных народностей Ворон Воронович — хитрый и ловкий обманщик. Он высмеивает небесного творца за то, что тот плохо устроил землю, создал горы и пропасти. Ворон пародирует чудеса шаманов, создает из снега девушку, но она быстро тает, оживляет дохлых рыб, но они превращаются в гнилых рыбешек. Ворон высмеивает обычай снабжать покойников пищей, которая достается шаманам. Он разоблачает вымыслы о том, как шаманы «воскресают» после длительной «временной смерти». Зайцы позвали Ворона лечить больного, он притворяется Великим шаманом и сдирает шкуру с зайца.

У коряков («состоящих при оленях») их первопредок Большой Ворон Куйкынняк — то птица, то человек. Он создал людей и добыл для них огонь. Коряки обращаются к Ворону при зажжении нового огня в священном очаге. О Вороне рассказывают смешные истории: как он воевал с девчонками, как поджег собственный дом и, приняв за невесту свое отражение в реке, влюбился в него. Ворон начал свататься, решив нырнуть в реку утонул.

У сибирских народностей орел — хозяин и повелитель неба, огня, солнца, грома и молнии. У якутов «небо» и «орел» обозначаются одним словом. Они верили, что часть их произошла от «горбоносого Орла», а часть от «грозного господина Ворона». «Священный огонь», который будто бы помогает при лечении больного, может добыть только человек, предком которого был орел.

Страшный огонь в глазах орла, огромная сила этого хищника привели к поклонению ему. Он будто бы мечет молнии, от удара молнии человек и получил огонь. У кетов орел ассоциируется с огнем и инструментом для добывания огня. Алтайцы рассказывают. что их предки мерзли и голодали без огня. Птицы искали его, но не могли найти. Только орел знал, как его добыть. Он полетел к великому духу Ульгеню за огнем. Воспользовавшись тем, что Ульгень спал, орел выхватил из его жилища искру и принес ее людям. Орел сказал, что если она потухнет, то ее можно добыть, ударяя камень о камень.

В другом рассказе великий дух Ульгень, старик с длинной бородой, не хотел дать людям огонь. Тогда они стали наступать на его длинную бороду. Споткнувшись в темноте, Ульгень сказал: «Лезут куда не надо, а сами такие глупые, что не знают, как получить огонь, ударив камень о железо».