Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Культ оружия у скифов

В скифской религии культ оружия занимает, пожалуй, особое место, что находит подтверждение в античных источниках, в археологических материалах, его отголоски сохранились в осетинском нартском эпосе до наших дней.
Согласно Геродоту, а его свидетельство в этом вопросе является решающим, среди скифских богов было божество по имени Арей, кумиром которого был древний железный меч. Этот культ, главное содержание которого достаточно ярко выступает в выразительном описании Геродота, привлекает в последнее время внимание исследователей, чье мнение существенно расходится в таких пунктах, как происхождение культа и персонификация божества. Высказываются предположения об индоиранской природе культа, о родстве скифского Арея с фракийским богом войны, о центрально европейском происхождении мифологической изоглоссы о боге — мече. Поэтому целесообразно еще раз обратиться к исследованию культа оружия у скифов, составной частью которого был культ Арея.

Культ Арея по данным письменных источников

Особое внимание древних авторов к скифскому культу меча вызвано, видимо, не только его жестокой экзотичностью. Не менее жестокие проявления культа Арея были известны и в Греции. В представлении эллинов, у которых во времена Геродота со скифами прочно ассоциировались такие черты, как воинственность, кровожадность в битвах и дикость, именно почитание меча было наиболее «естественной» формой скифской религии. И лишь свидетельство Геродота помогает представить важность этого культа в жизни скифов.

На основании данных лингвистики об этом культе нельзя сделать никаких выводов. Геродот не называет скифского имени божества войны. По мнению некоторых исследователей, такого божества вообще не было, это было чисто фетишистское поклонение мечу. Действительно, в древнегреческом языке «арес» — одно из многих наименований меча; в поэзии встречаются метафоры типа «убит Аресом» (вместо «убит копьем»), упоминается о преимущественном, по сравнению с богами, почитании оружия. Но приведенные примеры могут служить также иллюстрацией к положению, что для греческого мышления было характерным отождествление «фетиша» (оружия) и одноименного божества. Это образное мышление, исходя из исследований образов скифского искусства звериного стиля, характерно было и для скифов.

Вероятно почитание меча у скифов, характеризовать можно как высший образ фетишизма, когда фетиш получает силу свою благодаря духу — божеству или его прямому вселению. Во всяком случае, этот культ не является надежным аргументом в пользу мнения о слабой антропоморфизации скифской религии и скифского пантеона. Мы не затрагиваем сложный вопрос о степени антропоморфизации скифских богов, но попытаемся показать, что скифский Арей имел и иное, отличное от меча, воплощение на основе анализа его культа.

В качестве косвенных аргументов в защиту такой точки зрения можно сослаться на того же Геродота. При перечислении богов Геродот не называет и скифского имени Геракла, который явно мыслился антропоморфным существом (по крайней мере, в легендах) и был известен в Скифии в греческом иконографическом облике. Далее, во Фракии, например, у всех племен были свои воинственные боги-покровители, каждый из которых имел особое имя, а в официальном пантеоне они представлены божеством, которое Геродот именует Ареем. Может быть, и скифский Арей — такое же собирательное имя? Или оно было табуировано. Греческий Арей, однако, был наименее значительным из олимпийских богов и не имел черт небесного божества.