Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Культ природы

Трудовая и хозяйственная практика человека первобытности в его зависимости от природы уже очень рано обусловливает то, что его общее представление о природе и природных силах обретает дуалистический характер. У первобытного человека появляется представление о полезных и вредных, благоприятных и неблагоприятных, добрых и злых силах, а равно о том, что какие-то силы могут быть и благодетельными, и вредоносными. Эти представления разрастаются особенно в связи с возникновением у первобытного человека осознанности собственного в известных случаях бессилия, а особо в отношении к таким силам, кои имеют значимое место в жизни и бытовой деятельности человека. Ему, как и любому животному, страх присущ чисто биологически, в основе представляющий собой просто рефлекс физиологии на любое явление, которое сигнализирует человеку об опасности. Вновь возникшая осознанность собственной слабости в схватке с опасностями порождает в человеке оптимальную психофизическую почву, развивающую специальный уже гораздо больший стойкий страх, непосредственно перед теми явлениями и силами природы, что для человека имеют важнейшее хозяйственное значение, а вместе с тем себя проявляют наиболее неожиданным и бурным образом.

Отсюда, вместе с разграничением добрых и злых сил, доброго и злого действия таких сил и вместе с появлением страха перед злыми силами, возникает стремление сохранить добродушие к себе всех сил природы, «не рассердить», умилостивить, призвать на свою сторону. Возникает, тем самым, поклонение таким добрым и злым силам, их культ. Наиболее элементарным образом данный культ имеет выраженность во всевозможных приношениях, в жертве. Первоначально жертва вполне реальна, со временем жертва приносится почти только символически. Весомую роль в культе имеет магия. Новое значение приобретает и тотемизм: родовой тотем становится особым покровителем и защитником рода. Вся дальнейшая история религии из себя представляет, по большему счету, развитие магии в качестве культа и тотемизма как олицетворения сил, покровительствующих человеку. Магия сплетается с тотемизмом, тотем приобретает культ.

Рождается новая религиозная форма — культ природы. Не существует, однако, безличного и общего поклонения природе. Здесь — поклонение отдельно взятым ее силам и элементам, которые человек склонен считать самыми влиятельными или более всего расположенными к нему. Особенное место, разумеется, в культе природы занимают те ее силы и элементы, кои имеют самую большую производственную значимость. Отсюда первостепенное развитие и распространение получают культы земли, солнца, воды, огня, единичных животных, деревьев. Отсюда — особые охотничьи, земледельческие и скотоводческие культы.

Довольно сильно распространен культ больших камней, в свою очередь олицетворяющих какие-либо природные силы. Проявлением данного культа являются относящиеся к позднему неолиту и эпохе бронзы, встречающиеся и ныне у ряда племен и народностей сооружения культового назначения из объемных глыб камней либо плит, общим образом именуемые мегалитами (греч. megas — «большой» и litos — «камень»). Различаются мегалиты трех видов:

  • кромлехи (бретонск. crom — «кривой» и lech — «камень») — сооружения в виде поставленных в окружность камней;
  • менгиры (бретонск. maen — «камень» и hir — «длинный») — высокие, иногда достигающие огромной, до 20 м, величины камни, одиночные или состоящие из аллей в количестве до 1 тыс. камней;
  • дольмены (бретонск. dol — «стол» и maen — «камень») — постройки в виде стола или домика из нескольких каменных плит.

древние кромлехи

древние менгиры

древний дольмен

Все данные сооружения служили как предмет и место поклонения, а дольмены — и местами погребения.

Оригинальную разновидность мегалитов составляют вишапы — внушительные каменные изображения рыбы, достигающие 5 м высоты. Вишапы известны, в большей мере, на Кавказе: на Северном Кавказе, в Грузии и Армении, присутствуют и в иных странах. Восходя к культу рыбы, в свою очередь имевшему на Кавказе весьма широкую распространенность, они в последующем приобретали иное культовое значение.

древний кавказский вишап в Армении

Вишап Кавказа

Последующее развитие религии первобытной поры в форме культа природы совершается на базе развития анимизма. Изначальное недифференцированное размышление об оживленности или человеческой одухотворенности и всей природы раздваивается. Возникает мышление о душе с телом, их разделении и вероятности существования души самостоятельно. По началу душа осмысливается чисто физически, ей приписывается материальная форма, она отождествляется с дыханием, тенью и пр. Душа имеет конкретное местопребывание в теле: это — печень, сердце, глаза. Душа считается вместилищем, воплощением жизни: прервалось дыхание, душа ушла, а жизнь прекратилась.

Временное покидание тела душой — сон. Человек лицезрит во сне другого человека, который находится далеко или давно усопшего,— это приходила его душа. Возникает уверенность о переселении души, причем в связи с тотемизмом большое распространение получает уверенность в переселении души в тело животного, человека который умер.