Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Культура Эфиопии

Древние эфиопы не только перенимали культурные достижения других народов, но и создавали такие культурные ценности, каких не было в соседних странах.

Это станет еще более заметным, если мы обратимся к сооружениям, воздвигнутым в древней Эфиопии. Сделать это, правда, нелегко, ибо почти все памятники прошлого разрушены или даже засыпаны землей. А поисками и раскопками в этой стране ученые по-настоящему занялись только в прошлом веке.

Несколько десятков лет назад в лесах Эфиопии были открыты сооружения каменного века. Это дольмены — гробницы из камней, поставленных на ребро и покрытых сверху плитой. Мы не знаем, какой народ воздвиг эти сооружения. Но в Аксуме и других городах древней Эфиопии стояли похожие на них огромные обелиски.

Древние греки и римляне насчитывали семь замечательных сооружений, которые они называли «чудесами света». Каменные столбы Аксума вполне могут бы названы восьмым чудом древнего мира. Размерами весом они намного превосходят даже знаменитые обелиски Египта.

Один обелиск высотой в 21 м и поныне стоит в Аксуме там, где его поставили много веков назад.

Сколько труда стоило отколоть такой столб от скалы, затем обработать, перевезти и установить! Этот и другие еще более крупные обелиски, которые лежат сейчас на земле поражают своей отделкой. Украшения в виде окон придают им сходство с многоэтажными зданиями.

Долгое время полагали, что такие украшения были просто придуманы художниками Аксума, а не взятыми из жизни. Но теперь считают, что строители древне Аксума умели создавать многоэтажные сооружения. Они успешно использовали для этого как камень, так и дерево (в Эфиопии достаточно было и того и другого). Козьма Индикоплов с восхищением описывал четырех башенный дворец аксумского царя. От этого дворца сохранилась великолепная каменная лестница. Ученые раскопали развалины другого дворца, впоследствии превращенного в христианскую церковь. Это было огромное многоэтажное здание. Стены его по виду напоминали гармонику — они то выдавались вперед, то отступали назад, образуя по углам башни.

Когда в Эфиопии побывал Алвариш (начало XVI века), в Аксуме уже более тысячи лет стояла христианская церковь. Алвариш немало перевидал церквей в Португалии и других странах Западной Европы. Однако аксумская церковь привела его в изумление не только своими размерами, но и росписью стен, отделкой пола. До наших их дней она, к сожалению, не сохранилась.

В Эфиопии и поныне можно видеть несколько ранних христианских церквей, которые стоят по полторы тысячи и даже больше лет. Одни из них уцелели потому, что высечены в скалах, другие строились в неприступных для врагов местах.

Развалины величественных сооружений — дворцов, башен, храмов, церквей — есть и в Аксуме, и там, где стоял Адулис, и во многих других районах страны. Древние эфиопы, подобно римлянам, умели также строить отличные водопроводы, которые несли воду их городам полям. Между Аксумом и Адулисом можно увидеть остатки плотин и обширных водохранилищ. Первое хранилище — верхнее — принимало воду горного потока; оттуда она передавалась во второе — нижнее, площадь которого достигала почти 1500 кв. м. Водохранилище было перегорожено плотиной высотой в 85 м. Таким сооружением могли бы гордиться и строители, вооруженные современной техникой.

Да, много и хорошо потрудились жители древней Эфиопии. Но, к сожалению, плоды этого труда большей частью уничтожены. Аксумское царство погибло в огне войн, бушевавших на эфиопской земле начиная с VII века. С этого времени Эфиопия почти на пятьсот лет погружается во мрак. Войны, опустошавшие страну, разжигались феодалами, церковниками и племенной знатью других народов. Эти люди поступали так ради собственной наживы. Но признаваться в этом тогдашние правители не хотели, как не признаются виновники войн и нашего времени. Поэтому, чтобы обмануть народы, властители часто уверяли их, будто идут сражаться за правую веру, за религию. Причем каждый из них провозглашал правой только свою веру, а все прочие предавал проклятию.

Невозможно, конечно, подсчитать, сколько людей было убито или уведено в рабство, какие ценности уничтожены и разграблены из-за долгой распри между христианами и мусульманами.

Культура Эфиопии пережила смутную эпоху с V по XII век. Об этой поре до нас не дошло никаких письменных известий. Много позднее — в XVI веке – европейцы, прибывшие в Эфиопию, сделали удивительное открытие: в этой далекой стране сохранились некоторые произведения древней литературы других народов, которые считались утраченными. Ученые эфиопы некогда перевели их на свой язык и в самые тяжелые для страны годы спасли от гибели, переписывая для современников и потомков.

Эфиопский народ не забыл наследия своего славного прошлого и приумножил его. С 1181 по 1222 год страной правил негус (император) Лалибела. В его царствование были сооружены одиннадцать церквей в горах Ласта. Эти храмы не менее замечательны, чем памятники Аксума. Алвариш писал, что нигде нет чего-либо подобного этим церквам. Восторженно описывая одну из них, где находится могила Лалибелы, португальский монах подчеркивал, что говорит истинную правду, высказал даже опасение, что на родине ему могут не поверить. Другой португалец — Бермудиш писал, что постройку этих церквей приписывают ангелам, настолько они не похожи на дело рук человеческих.

Что же потрясло до такой степени обоих путешественников? Напомним, что они жили уже не в XII, а в XVI веке. Церкви, которые их так поразили, не строились из камня или иного материала, а высекались в горе, вместе с колоннами и часовнями, дверями и окнами, дворами и проходами. А ведь церкви совсем не маленькие. Одна из них, которая носит название Медхане Алле, имеет 23,5 м в длину, 11 м в ширину и 11 м высоту.

Со всех четырех сторон церковь Медхане Алле окружена каменной колоннадой. Прекрасные изваяния птиц, животных и воинов дополняют это чудо строительного искусства средневековой Эфиопии. Не менее удивительна и резьба по камню, которой эфиопские мастера украшали горные церкви. Резьба эта была такой тонкой, что Алвариш сравнил ее с ювелирной работой.

Воздвигая подобные церкви в горах Ласта и других местах, эфиопские умельцы славили «бога» и «святых». Но прославили они в итоге самих себя, свой народ и его вдохновенный труд, могущество человека — творца всего прекрасного на Земле.

То же самое можно сказать о произведениях изобразительного искусства средневековой Эфиопии. Что это за произведения? Прежде всего, роспись храмов, рисунки к церковным рукописям. Присмотримся, однако, к этим рисункам, написанным удивительно стойкими водяными красками. Какие яркие глаза, какие выразительные лица смотрят на нас с кожаных страниц старинных книг. Нет, это не бестелесные и бесстрастные духи небесные, а живые люди. В Эфиопии, как и на Западе, истинные художники хотя и вынуждены были «смотреть в небо», но любили все-таки землю с ее радостями и горестями.

Бессмертным памятником эфиопам — людям груда и творческого дерзания — служат и те дворцы, которые сооружали они для императоров и знати. После падения Аксумского царства столицей Эфиопии на долгие годы стал город Гондар. Окруженные каменной оградой, там высились замки императоров и церкви. Самый древний и большой из этих замков был построен при императоре Василиде, который правил с 1632 по 1667 год.

замок императора Василида

Этот многоэтажный замок с круглыми угловыми башнями может показаться мрачным и суровым. Но если вы зайдете за главное здание, то очутитесь в прекрасном саду, который удачно скрашивает эту суровость.

При замке императора Василида были отличная баня с паром и бассейн для придворных. В бассейне, очевидно, происходили и спортивные состязания. Иначе зачем было строить вдоль него балкон для зрителей? Кстати, водный спорт процветал в Эфиопии и раньше. Тому же монаху Алваришу, который побывал там за сто лет до царствования Василида, любезно предложили поплавать в одном бассейне.

Эфиопские строители умели не только сооружать бассейны для плавания, но и управлять силой водяной струи. Один путешественник рассказывает, что близ Аксума он видел множество фонтанов в виде каменных львов и других животных из камня.

Как и во всех феодальных государствах Эфиопии, те, кто воздвигал прекрасные, величественные сооружения жили в тесных и бедных хижинах. Но именно ими создавалась высокая культура Эфиопии, создавалось все то, что украшало жизнь императоров и вельмож: от дворцов до золотых корон и вышитых золотом бархатных одежд, которыми издавна славилась Эфиопия.