Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Культура Маади

Поселение Маади занимает площадь не менее 45 акров. Оно расположено непосредственно возле самого края пустыни; недалеко от него, на склоне, спускающемся к заливной пойме, был обнаружен могильник. Наряду с традиционными легкими хижинами овальной или подковообразной формы и различными ямами, включая ямы для хранения зерна, мы находим просторные, вырытые на глубину двух или трех метров в твердом подпочвенном слое помещения, приближающиеся в плане к прямоугольнику или просто продолговатые. Вертикальные стены этих жилищ закрывали циновками, а в одном случае они имели облицовку из чередующихся рядов камней и сырцового кирпича. Массивные столбы вдоль одной стены, по-видимому, поддерживали односкатную крышу; одно из жилищ было в длину увеличено посредством низкой пристройки, тоннелем уходившей в грунт.

Набор орудий резко отличается от набора орудий Эль-Омари и герцейской культуры. Каменные топоры отсутствуют; они, должно быть, уступили место медным клиновидным топорам, о чем можно судить по превосходно обтесанным заостренным концам деревянных столбов. Из металлических орудий сохранились только несколько шильев и один массивный топор или тесло. Но одна находка незаконченной отливки свидетельствует о том, что в этой деревне занимались обработкой меди. Среди нескольких тысяч кремневых орудий имеется лишь два случайных наконечника стрел, которые являются единственными образцами применения техники двусторонней обработки. Серповые зубья обычно изготовлялись из ножевидных пластин; но наиболее типичными орудиями являются веерообразные скребки из добытого в копях слоистого кремня и тонкие проволоки. Единственным оружием являются дисковидные булавы. Точно так же, как герцейцы Верхнего Египта, маадийцы занимались, по-видимому, главным образом земледелием и разведением мясных пород скота, среди которых видное место занимали свиньи.

Большая часть керамической посуды изготовлена из глины с добавлением соломы; так же как в Эль-Омари, наружную часть сосудов покрывали облицовкой и иногда полировали, но теперь, предпочтение отдавалось черной керамике. Наряду с большими кувшинами для хранения пищи наиболее обычными формами являются горшки яйцевидной или шаровидной формы с отогнутыми краями. Среди них часто встречаются круглодонные или почти совсем остро донные сосуды, но наиболее характерны сосуды на невысоком расширяющемся книзу поддоне. Сравнительно небольшая группа сосудов с прямыми шейками и одной или двумя ручками имеет явную связь с керамикой Палестины или Сирии, точно так же, как и несколько черепков с нарезным елочным орнаментом. Один или два кувшина со скобообразными ручками свидетельствуют о том, что послужило образцом для герцейских и палестинских кувшинов с волнистыми ручками. Наконец, два черепка крашеной посуды имеют сходство как с ране палестинской керамикой, так и с расписной керамикой герцейской культуры.

Каменные вазы изготовлялись из кальцита (хотя это производство носило, вероятно, местный характер), но чаще из базальта, который, очевидно, привозили из Фаюма или из Восточной пустыни. Наиболее распространенный тип базальтового сосуда напоминает амратскую форму; приземистые кубки или «яйцевидные чаши» из этого же материала также представлены в нескольких амратских могилах, но точное соответствие им мы находим среди остатков храма поздне-урукского периода — фазы Джемдет-Насра в Уруке (Шумер); наконец, конические сосуды с плоскими широкими краями напоминают несколько сосудов, найденных на Ливийском побережье. Гребни и бусы также изготовлялись на месте. Но, конечно, если и не сами каменные сосуды, то сырье для их изготовления, медь и другие материалы, а также морские раковины служили предметами ввоза.

Покойников хоронили в могильнике, расположенном за пределами поселения. Могильный инвентарь в Маади очень беден. В Гелиополе, где до сих пор известен только один могильник, погребальные подношения несколько богаче и ориентация покойников более выдержана — их хоронили головою на юг, лицом на восток. Покойников завертывали в шкуры или циновки из папируса. В могильнике были также обнаружены ритуальные погребения газелей и собак. В обоих могильниках костяки принадлежат людям, отличавшимся более высоким ростом и более крепким телосложением, чем додинасгическое население Верхнего Египта. Но для черепов из Гелиополя характерны выдающиеся вперед челюсти, считающиеся обычно признаком негроидности, в то время как черепа из Маади пентагоноидны, как и все остальные черепа додинастического периода. Таким образом, ни в том, ни в другом могильнике не было обнаружено останков человека типа Гизэ, преобладающего в могилах эпохи древнейших фараонов и периода Древнего царства.

В Гелиополе можно различить три могильных горизонта, расположенные в трех последовательных наслоениях гравия, нанесенных при стремительных разливах Джебель Амер. Маади тоже не раз подвергалось сильным наводнениям. Поэтому можно судить, что оба памятника охватывают значительный период времени. Тем не менее, определить их место в системе относительных дат, разработанной для южных областей, невозможно. Правда, некоторые из сосудов можно было бы рассматривать в качестве предшественников грубой керамики из могильников эпохи древнейших фараонов в Тура и других местах. Но типы керамики, кремневых орудий, каменных ваз, палеток или украшений, действительно характерные для эпохи древнейших фараонов, здесь совершенно отсутствуют. Сходство между большими могильниками, расположенными близ Тура и Гелуана, должно обозначать, что поселение Маади было покинуто еще до основания Мемфиса. Герцейские типы орудий также отсутствуют. Вместе с тем вазы из базальта и дисковидные навершья выполнены в амратской традиции и свидетельствуют в пользу ранней даты. И все же, несмотря на некоторое сходство в керамике, трудно предполагать, что культура Маади явилась непосредственной преемницей культуры Эль-Омари. В таком случае она должна частично совпадать по времени с герцейской культурой Верхнего Египта.

Не является ли культура Маади отражением предполагаемого объединения Египта в одно царство в додинастический период? И не являются ли гелиопольские погребения частью некрополя столицы этого царства? Среди остатков культуры Маади мы не находим атрибутов Гора. С другой стороны, как на кремневых орудиях, так и на керамике прослеживаются явные элементы азиатского влияния, носящие иной и более ранний характер, чем в герцейской культуре. Но в окрестностях Каира элементы азиатской культуры могут, в конце концов, являться просто отражением более древних связей. Мы знаем, что в мезолитический период натуфийцы имели здесь свой опорный пункт — Гелуан, а свидетельством северного влияния на местную неолитическую культуру является найденная в Эль-Омари пшеница однозернянка. Если объединение в одно царство, явившееся, как утверждают, результатом подчинения южных областей Нижнему Египту, и отразилось ка-ким-то образом на материальной культуре, то, во всяком случае, мы не находим никаких признаков этого в герцейской культуре. Возможно, что это отражение следует усматривать в «грубой» и «поздней» керамике, к которой все относятся с пренебрежением и которая, быть может даже в Верхнем Египте, является продолжением одной из традиций Маади. Однако эта керамика до сих пор еще не была надлежащим образом изучена.