Несколько столетий назад Пьер Ле Луайе (французский монах), всякой чертовщины крупный знаток, писал с полным знанием дела: «Нет четвероногого зверя такого, вида которого дьявол не принял бы».
В те времена люди были убеждены: дьявол частенько принимает облик четвероногого, чтобы напугать, напакостить человеку, или для того, чтобы колдунов перевозить на шабаш — на сборище бесов. Они в таких случаях обычно превращались в баранов и козлов, да и сам сатана любил принимать облик гигантского козла.
Считалось, что ведьмы, как мы уже знаем, чаще всего принимали облик кошек. Это ведь очень удобно — не вызывая никогда, подозрений, можно в любой дом проникнуть, подсмотреть, подслушать разговоры, сделать человеку какую-нибудь маленькую гадость. А если пакость сделать захочется покрупнее, можно на чердаке собраться и обсудить предстоящую операцию.
Однако, кошкой не всегда быть удобно — кошка например, не может портить и есть капусту, хранившуюся в погребах. Но ради этого можно в зайца превратиться, зимой ведьмы это очень охотно и проделывали. Причем проделывали так часто, что перевоплощение в зайцев стало называться — лепантропия. (Превращение в кошек называлось аэлурантропия.)
Впрочем, верили, что колдуны превращаются часто и в других животных. Для этих явлений даже специальные термины пришлось придумывать.
В собак превращение называться стало куантропией, в волков — лаконтропией в коров же — боантропией. Кстати, в волков, так же как и в кошек, колдуны и ведьмы, по убеждению суеверных людей, превращались чаще всего.
«Мы видим часто в Англии, как люди в волков превращаются», — писал в XII веке путешественник Джервейс.
В волков превращавшиеся люди-оборотни не только в Англии существовали. Во французском городе Доль в XVI веке к смертной казни приговорили некоего Жилеста Гарнье по причине того, что он «в виде волка-оборотня детей пожирал великое множество».
Сенат Савойского герцогства в XVII веке (было такое государство на территории Франции и Италии) к казни приговорил сразу нескольких колдунов, в числе которых был и Клод Гаро — волк-оборотень. Лаконтропия была широко распространена как в Германии так и в России.
Однако, из утверждений специалистов по «оборотням», следовало, что не все они были опасны — ведь среди них были и такие, которые приняли этот облик не по собственной воле, а по действиям колдуна. Тот же Джервейс, утверждавший, о частых случаях в Англии перевоплощения людей в волков, говорил, что человек один в лесу волка встретил, и тот ему поведал такую историю. Когда то аббат, имеющий магическую силу, одну деревню проклял. С той поры в этой деревне люди время от времени превращаются в волков, потом уходят жить в лес и, если их не убьют в течение семи лет, в деревню возвращаются, вновь становясь людьми, а в лес им на смену уходят другие люди, ставшие волками.
Наши предки верили, что такие «волки поневоле» и в России были.
Это они горько выли по ночам о доле своей. Колдуны же, ставшие волками, свои черные дела делали молча, получая удовольствие. Они не только нападали на людей — они скот портили, «порчу» напускали на целые деревни. Из-за того, что оборотни принимали облик разных существ, жить было довольно страшно: ведь дьявол принять может облик и собаки, которая бегает во дворе, и птицы либо просто насекомого.
Вот села муха. А муха ли это? Может быть, дьявол в облике мухи? А что у него на уме? Какую пакость он сделает? Ждет только момента, чтоб напасть на человека? Или, может быть, он уже напустил «порчу» на скот?
И совсем плохо пришлось бы людям, если бы они верили только в злых духов.