Египет.
Переходя к обзору гробниц частных лиц времени Древнего царства, следует отметить, что наряду с мастабами сооружались и скальные гробницы.
По сравнению с мастабами предыдущего периода мастабы Древнего царства отличались рядом существенных черт, которые появились в результате как изменений, происходивших в религиозных верованиях, так и технических новшеств.
Мастабы времени правления III династии строились, как и раньше, из кирпича, причем либо вся гробница складывалась из кирпича, либо ее основную массу составлял строительный мусор, а кирпич применялся только для возведения стен.
Одной из отличительных особенностей в развитии мастаб III династии явилось стремление обеспечить сохранность места совершения заупокойного культа, происходившего раньше под открытым небом около восточной стены мастабы. В основе этого стремления, наметившегося еще в конце Раннего царства, лежало желание уберечь от случайностей погоды и иных обстоятельств и самый процесс обрядов с их участниками, и стены с изображенными на них фигурами умерших, жертвами, надписями. Сохранить эти изображения от порчи было важно еще и вследствие твердого убеждения в том, что повреждение фигуры умершего или списков жертв на стенах гробницы непременно гибельно отразится на загробном существовании погребенного человека. Равным образом боялись и повреждения надписей: считалось, что испорченный текст молитвы делал недействительной самую молитву, а уничтожение имени умершего влекло тяжелые последствия для посмертного существования души, поскольку египтяне верили, что в имени человека заключалась часть его существа. Выход был найден в постройке закрытых молелен. Сооружение перекрытий над привычным местом культа — перед восточным фасадом мастабы превратило его в своеобразную молельню, имевшую вид коридора, причем восточная стена мастабы с ее нишами для жертв стала, таким образом, западной стеной молельни. Кровли таких молелен делались несколько ниже корпуса мастабы.
Устройство подобных молелен привело к тому, что прежние фасады мастаб, украшавшиеся чередованием выступов с особо выделенной нишей для жертв, оказывались теперь закрытыми (например, план знаменитой своими росписями и деревянными рельефами мастабы зодчего Хесира). Однако оставить новый фасад гробницы без обозначения того, кто именно был в ней погребен, без изображения самого умершего и необходимых жертв, без текста заупокойной молитвы — было невозможно, так как люди, проходившие мимо гробницы, не могли бы знать, кто был в ней похоронен, а следовательно, не могли и произносить заупокойные молитвы с просьбой о даровании умершему загробных благ. Между тем вследствие веры в колдовскую силу слова сохранялись представления о громадной пользе возможно частого произнесения заупокойных молитв с упоминанием имени умершего. Отсюда нам понятно появление и на новых фасадах мастаб одной или двух (в зависимости от того, один или два человека были погребены в данной мастабе) жертвенных ниш, текстов, а затем и рельефов. По-видимому, теперь это решались делать потому, что аналогичные по содержанию рельефы и тексты, но еще более развернутые и подробные, находились в безопасности внутри молельни и тем самым обеспечивали благополучное посмертное существование умершего человека даже в случае порчи наружных изображений и надписей.
Сохранение ниш на фасаде мастаб было особенно необходимо в тех случаях, когда закрытую молельню делали иным способом: на месте жертвенной ниши в толще гробницы устраивали прямое узкое помещение, причем в целях сохранности перед мастабами с такими молельнями возводили с восточной стороны новую стену из глины, которая совершенно закрывала фасад мастабы и по сути дела лишала возможности попасть в молельню. Образцами такого варианта могут служить известные гробницы сыновей Снофру — жреца, зодчего Нефермаата с женой Итет, Рахотепа, верховного жреца Оиу, военачальника и зодчего с женой Неферт.
Жертвенные ниши на новой стене каждой такой мастабы устраивали как раз против того места, где внутри находились молельни; большая по размерам и богаче украшенная южная ниша отводилась для заупокойного культа мужа, а северная — для культа жены. Если статуи не ставились в глубине молельни, то сердаб для статуй обоих супругов находился около ниши мужа. То, что главная ниша была именно южная, связано с тем, что гробница была ориентирована на древний религиозный центр — Нехен, поэтому в гробницах тех некрополей, которые были расположены южнее Нехена, главной из двух ниш делали северную, так как здесь мужское погребение устраивали уже в северной части мастабы.
Однако оба рассмотренные способа устройства крытых молелен были сложны, и поэтому все чаще стали просто превращать в закрытую молельню саму жертвенную нишу, увеличивая ее размеры и вдвигая ее в глубь мастабы. Поскольку такая молельня развилась из расширенной ниши, она, естественно, чаще всего получала крестообразную форму, причем на стене, расположенной против входа, делали выступы и ниши. Посередине этой стены, в наиболее углубленном месте, устраивали ложную дверь, которая как бы вела внутрь гробницы. На ложной двери изображали фигуры умершего и его близких, помещали список жертвенных даров, писали заупокойные молитвы. В одной из боковых стен молельни часто оставляли узкую щель, так как за стеной помещался сердаб со статуей умершего, которая тем самым могла «смотреть» в щель на приходящих и «получать» жертвы. Иногда же статуя ставилась в самой жертвенной комнате, перед ложной дверью.
Вход в такую молельню закрывался деревянной дверью, что препятствовало свободному доступу внутрь мастабы. По сторонам двери на фасаде высекали фигуру умершего и его имя, титулы и звания, а также заупокойные молитвы и обращения к проходящим с просьбой помянуть умершего произнесением вслух этих молитв.
Однако устройство крестообразной молельни было также достаточно сложным делом, и не удивительно, что они обычно имели более простую форму, чаще всего ограничивались одним прямоугольным помещением, вход в которое находился в восточной стене мастабы. Жертвенная ниша и стела помещались в самом удаленном от входа месте западной стены молельни.
Наряду с сооружением закрытых внутренних молелен, другим способом сохранить жертвенную нишу и вмурованную в стену мастабы стелу была пристройка небольших молелен снаружи. Такие молельни получили большое распространение в первой половине IV династии, когда мастабы начали строить из камня, так как сооружение внутренних молелен в каменной гробнице вначале, видимо, представляло известные трудности.