Официальное название этой народности — мео. Сами себя они называют иначе — «мон». Но есть и еще одно имя, которое они носят с подлинной гордостью, — «повелители гор». Гордость вполне понятная: ведь большинство их селений расположено на высоте более полутора километров. Однако мео не просто горцы. Жителей заоблачных высей немало на нашей планете. Мео — горцы-кочевники, а это уже редкость.
Так повелось с давних времен. Плантации риса, тщательно устроенные на склонах гор, необходимо удобрять. Но как это сделать? Проще всего — вырубить и выжечь часть леса, а уж в дальнейшем зола сама сделает свое «агрономическое» дело. Лишь только рассеется дым от пожаров, на поля выходят мужчины с сажальными кольями. Они втыкают их в землю, и в образовавшиеся лунки идущие следом женщины бросают семена. Именно о мео пошла в Лаосе молва: «Пашут огнем, а сеют копьем».
Столь простой, но одновременно безжалостный способ обработки почвы с неизменной регулярностью оборачивается бедой. С выжженной земли можно снять два урожая в год, от силы три, а потом налетят муссоны, и потоки воды смоют тонкий плодородный слой почвы. Вот и приходится деревне сниматься с места, искать новую гору — полесистее, да чтобы склоны удобные были. Но так ли уж это просто? Ведь отыскивать невыжженные участки становится все труднее, да и леса не из прихоти, от нужды сводить приходится…
Та же нужда заставляет горцев смешивать рис с кукурузным и прочим зерном, тщательно размалывать смесь, следя, чтобы ни одна крупинка не пропала даром, а потом бережно расходовать муку, восполняя рацион овощами и плодами папайи — дынного дерева.
Пока «огонь и копье» — главные сельскохозяйственные орудия мео. А «угодья» их — небольшие поля на крутых, почти вертикальных склонах гор. На таком поле иной раз приходится горцам привязывать себя веревками к обугленным пням, чтобы не сорваться. А как же иначе? Ведь там, где может удержаться рис, «повелители гор» и подавно должны чувствовать себя как дома.