Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Месопотамские постройки

Памятники искусства исторических периодов Передней Азии удобнее всего рассматривать большими группами, располагая их хронологически, поскольку это возможно, внутри этих групп. На первом месте в месопотамских постройках поставим вопрос о формах жилища, причем под таковыми подразумевается и храм, являющийся в древности жилищем бога и его семьи, построенным всегда по образцу человеческого жилья.

Типы архитектуры зависят всегда от материала. Таковым в Месопотамии является глина и, в древнейшее время, тростник. Дерево во все времена было дорого, ибо Месопотамия — страна безлесная. Пускалось в ход пальмовое дерево, удобное тем, что оно от времени твердело. Но финиковая пальма шла на сруб, если не давала больше урожая. Обычно дерево привозилось, подобно камню, издалека, и ради добычи благовонного кедра еще в глубокой древности цари Аккада (Саргон I) совершают походы к Средиземному морю, в область реки Оронта и горного Ливана.

Глина прессуется в форме кирпичей, для прочности с примесью резаного тростника. Характерна форма древнейшего кирпича, слегка выпуклого с одной стороны, плоского с другой, имеющего форму грубо обработанного камня. Наружные стены во всех месопотамских постройках отличались необычайной толщиной и массивностью, не имея окон на улицу, они представляли сплошную поверхность, украшенную чередованием прямоугольных выступов с продольными желобками и выступов полукруглых, напоминающих полуколонны, стоящие вплотную друг около друга. Вверху стена часто венчалась зубцами, и все сооружение приобретало характер крепостной постройки. Таковой, на самом деле и был каждый дом в этой стране, открытой нашествиям со всех сторон. Массивность стен и продольное направление таких же массивных орнаментов должны были так же оказывать сопротивление частым и сильным ливням зимнего времени. Крыши были плоские. Как и в Египте, здесь умеют уже в древнейшее время выводить кирпичный свод, и мы знаем, что так называемые «висячие сады» были устроены в Вавилоне на сводах. Из кирпича же возводятся колонны, которые соединяются иногда по четыре вместе, на одной платформе (эпоха Гудеи). Применение камня в архитектуре было известно, но, как привозный дорогой материал, он был доступен только царям и богатым храмам.

Уже в IV тысячелетии, как показали раскопки, стены покрывалось известковой облицовкой, в которую вдавливались узоры из черных и красных треугольников. Позже применяется способ глазурования кирпичей, причем применяется гораздо более богатая гамма красок: золотисто-желтый, бирюзово-голубой, синий, зеленый, черный, белый и кроваво-красный цвет заменяют в ассирийских и ново вавилонских постройках скромное чередование черно-красно-белых орнаментов шумерийских строений.

Найденный в раскопках Улея великолепный медный фриз, с геральдической группой львиноголового орла и двух оленей, украшал, вероятно, вход в здание. Здесь же была найдена и помянутая прекрасная сцена доения коров, выложенная по стене кусочками камней. Этот способ орнаментировать стены удержался до позднего времени. Излюбленными мотивами стенных украшений из цветных глазурей ново вавилонских построек были шествия львов, быков и фантастических единорогов по голубому фону. Позже, в персидском искусстве, к этим мотивам присоединяется шествие солдат царской гвардии. Великолепная техника глазурования кирпичей не исчезла со смертью древневосточных государственных центров, — и ныне, в мусульманском искусстве, охотно применяются эффекты этих цветных глазурей.

Для украшения стен в месопотамском искусстве применялся также рельеф из камня, о котором, однако, удобнее будет сказать в связи с пластикой.

Собственно архитектура Месопотамии, рассчитанная на чрезвычайную прочность, ставит перед собой утилитарные задачи, дававшие мало простора эстетическим запросам. Но и здесь творчество художника сумело найти применение своим силам. Наиболее угрожаемой частью всякого строения в Месопотамии являлись врата. Их превращают в центральную часть фасада, придавая им огромную толщину и особенно тщательно украшая их рельефами и скульптурой. Ассирийские дворцы дали нам великолепные изображения благих защитников — крылатых небесных быков, с человеческими лицами и рогатыми тиарами на голове. Чрезвычайно близка этой «привратной пластике» Месопотамии такая же привратная пластика хетского искусства; из Месопотамии же хетами было заимствовано укрепление стен башнеобразными выступами. Важно, однако, отмстить попутно, что степы укрепленных хетских городов располагались по кругу, так что план хетского города напоминал чрезвычайно укрепленный лагерь. В противоположность этому египетский город имел всегда прямоугольный план, что, конечно, зависит от совершенно разных условий жизни, при которых складывались великие культуры хетов и египтян. Украшение фасадов и сплошных стен продольными нишами и желобками мы встречали в Египте на заре его истории, а «привратная пластика» месопотамских дворцов могла отразиться на развитии обычая украшать входы в египетские храмы колоссальными изображениями фараона.

Вряд ли города древней Месопотамии могли внешне производить приятное впечатление: расположение улиц было неправильно, так как отсутствовал основной план города, строительного надзора не было, улицы были совершенно лишены всякой зелени, в противоположность египетским городам, где, как мы знаем, заботились о зеленых насаждениях. Сплошные стены, без окон на улицу, должны были также прибавлять много к первому впечатлению мрачности от улицы древне-месопотамского города, выстроенного обычно на холме, в защиту от разливов реки и от нашествия врагов.

Вход с улицы в частное жилище вел сперва в небольшое помещение хозяйственного характера: здесь находилась обычно тяжелая, каменная ступа для размалывания зерна, и отсюда же можно было подняться по лестнице на плоскую крышу. За этим помещением следовал центральный, открытый двор, к которому с южной стороны примыкало главное жилое помещение, расположенное не в длину, а в ширину по отношению ко двору. Это расположение дома, характерное для древнейшей архитектуры в городе Шуруппаке (раскопки немцев), остается на все времена типичным для месопотамских построек. Мы отмечали характерные черты египетской архитектуры: трех частность и расположение анфиладой дворов и зал по длине, причем здания узким фасадом обращены к входящему. Таким образом, создается впечатление перспективы, уходящей вдаль. План ассиро-вавилонского дома основан на принципе расположения комнат по ширине, а не по длине, причем центральное место занимает, конечно, двор, а жилое помещение и службы располагаются вокруг него и замыкаются от внешнего мира глухой стеной. Расположение храма и дворца в принципе совпадает с планом частного дома, отличаясь только большими размерами, причем количество дворов может увеличиваться соответственно количеству жилых помещений.