Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Металлические изделия белогрудовской культуры

В восточной половине Правобережной Лесостепной Украины восточнотшинецкую культуру сменяет белогрудовская.

Металлические изделия белогрудовской культуры представлены поздними красномаяцкими (сабатиновскими) типами (кельты, кинжалы), аналогичными предметам вооружения в комплексах белозерской культуры, поздними кардашинскими (кельты) и центрально-европейскими (наконечники копий, кельты лужицкого типа) типами оружия (рис. 1-18).

Белогрудовская культура: 1, 11-18 — поселение Собковка; 2 — Старосельский клад; 3 — с. Чаплище; 4 – с. Андрушевка; 5 — с. Карапыши; 6 – с. Думанцы; 7 — Таращанский р-н; 8 — поселение Сандраки; 9 — Киевская область; 10 — с. Стайки.

Основным регионом распространения памятников бондарихинской культуры является среднее течение Северского Донца, где они сменяют срубную культуру, хотя отдельные памятники этой культуры разбросаны на более значительной территории Лесостепной Левобережной Украины. Металлические изделия в памятниках этой культуры очень редки, металлургия в ней практически не изучена. На поселении Бондариха найдены тальковые литейные формы для отливки двуушковых кельтов завадовского типа (рис. 19-22).

Металлические изделия белогрудовской культуры

Бондарихинская культура: 19,21 — поселение Бондариха; 20 — Харьковский музей; 22 — поселение Залинейное.

Белозерская культура: 23 — Новоалександровская мастерская; 24 — Кардашинская мастерская; 25 – с. Птаховка; 26, 27, 29-31 — Завадовская мастерская; 28 – с. Новотроицкое; 32,33 — Верхнехортицкий могильник; 34, 36 — совхоз Степной; 35, 37, 39 — Широчанский могильник; 38 — с. Змеевка; 41 — с. Вознесенка

В степях Северного Причерноморья сабатиновскую культуру сменила белозерская, которая датируется XII-X вв. до н.э.

Металлические изделия белозерской культуры представлены поздне-красномаяцкими – поздне-сабатиновскими (кинжалы с кольцевым упором, наконечники копий, кельты, крюкастые серпы, булавки), поздне-кардашинскими, характерными также для белогрудовской культуры (кельты, ножи с параллельными лезвиями, булавки), завадовскими (кельты, наконечники копий, ножи с параллельными лезвиями, браслеты, гарпуны), центрально-европейскими (наконечники копий, кельты, ножи, браслеты) и восточно-средиземноморскими (фибулы) типами (рис. 12, 23-41).

Производство большинства этих изделий литейщиками белозерской культуры фиксируется находками литейных форм, которые показывают, что в степях Северного Причерноморья в этот период, наряду с сохранением некоторых сабатиновских металлургических традиций — Новоалександровская мастерская, появляются северные металлургические традиции, характерные для населения Правобережья Среднего Поднепровья (Кардашинские мастерские), Левобережья Среднего Поднепровья (Завадовская мастерская), и центрально-европейские (Завадовская мастерская, с.Птаховка, г. Николаев).

Завадовская металлургическая традиция представлена небольшим количеством памятников в Днепровском Левобережье (Завадовская мастерская, литейная форма из уроч. Солоха, Бондарихинское поселение, ряд случайных находок). По набору основных категорий и типов изделий (наконечники копий с прорезным пером, двуушковые кельты) эта группа является прямым продолжением лобойковской традиции.

Датируется она по Завадовской мастерской второй половиной XIII-XI вв. до н.э. От других более восточных проявлений лобойковской металлургической традиции на позднем этапе ее развития завадовская отличается, наряду с выделением локальных, характерных только для Левобережной Украины типов металлических изделий (наконечники копий завадовского типа, двуушковых кельтов завадовского типа), существенными проявлениями западных влияний. Это явление характерно практически для всех культур белозерского периода на территории Украины, причем повсеместно эти влияния проявляются в виде смеси карпато-дунайских (гавских) и западнокарпатских (лужицких) металлургических традиций. Такое смешение этих двух традиций на территории Украины произошло в Поднепровье, распространившись позднее дальше на восток. Наиболее восточные проявления этого импульса в настоящее время отмечаются на Северном Кавказе, в памятниках кобанской культуры.

Отмечается отсутствие в белозерской культуре, как и в белогрудовской и бондарихинской, предметов вооружения и орудий труда из бронзы, датированных X в. до н.э. Подобное явление прослежено в материалах Центральной Европы. Так, А. Ласло на основе обширного материала кладов, поселений и погребений пришел к выводу, что на территории Румынии производство орудий труда и оружия из железа начинается в раннегальштатскую эпоху, а к началу периода НаВ, т.е. к X в. до н.э., оно полностью вытеснило орудия труда и оружие из бронзы (Laslo, 1979). Периодом HaB (1000 г. до н.э.) датирует начало эпохи железа в Центральной Европе.

Аналогичная картина наблюдается и на территории Украины: самые поздние датированные комплексы с бронзовыми предметами (орудиями труда и оружием) относятся к XI-X вв. до н.э., а изделия из железа появляются еще в памятниках сабатиновской культуры. Естественно, это не означало, что производство отдельных предметов и даже типов изделий (например, наконечников стрел, украшений, посуды) из бронзы прекращается. В конце бронзового века в первую очередь исчезают крупные металлоемкие изделия из бронзы массового спроса: наконечники копий, мечи, топоры, кинжалы, серпы. На разных территориях этот процесс протекал неравномерно; значительная неравномерность отмечается и в его проявлениях на археологических памятниках, фиксирующихся на территории Украины, отмечены и значительные культурные изменения, знаменующие начало новой, киммерийской эпохи в истории Украины. Однако, так или иначе, освоение железа открыло новую страницу в истории металлургии — металлургию раннего железного века, освещение которой выходит за рамки данной работы.

Таким образом, на территории Украины в позднем бронзовом веке исчезает влияние кавказских металлургических традиций и преобладающими становятся местные локальные металлургические традиции, сформировавшиеся на базе металлургии культур шнуровой керамики. Закарпатье в этот период входило в территорию Карпатской горно-металлургической области. Металлургия племен западных областей Украины испытывала существенное влияние карпатских металлургических традиций, на остальной же территории в позднем бронзовом веке возникли и развивались такие местные традиции, как сабатиновская (красномаяцкая), восточнотшинецкая (кардашинская), лобойковская (сосницкая). В конце позднего бронзового века, в белозерском периоде, на Правобережной Украине продолжал функционировать Кардашинский очаг металлообработки, на Левобережной Украине отмечаются следы деятельности Лобойковского очага металлообработки на его позднем (Завадовском) этапе. Красномаяцкий очаг к этому времени практически прекратил свою деятельность на Украине (отмечаются лишь некоторые сабатиновские традиции в металлургии белозерских племен), сохранившись в несколько измененном виде на территории Румынии, вплоть до начала раннего железного века (одноушковые кельты с трапециевидной фаской и арочные, крюкастые серпы).