По данным археологии уже древний Рим знал металлические перья — из меди, серебра и бронзы, причем внешний вид их не очень расходился с современным. Король остготов Теодолих подписывал приказы металлическим пером в VI в н.э. Немецкие мастера делали медные и серебряные перья в XV в. В середине XVIII в. предпринимались попытки изготовления вручную металлических перьев во Франции. Доводилось писать золотыми и серебряными перьями Екатерине Второй. В начале позапрошлого века в Лондоне продавались стальные перья, но по-прежнему — ручной работы. Они были дороги и несовершенны, писать ими было неудобно и популярностью они не пользовались. И лишь в 20-30-е годы XIX в. благодаря усилиям, в первую очередь, английских и немецких изобретателей и промышленников стальные перья начинают изготавливать фабричным способом в массовом количестве, и они постепенно вытесняют традиционное гусиное перо. И рано или поздно, когда появляется большое число однотипных предметов, у кого-то возникает интерес к их собиранию.
Одним из них стал московский инженер Виктор Наумович Вильк. За 25 лет ему удалось собрать свыше 3 тысяч стальных перышек разного времени, разных стран и фирм-изготовителей, разного внешнего оформления — по форме, размерам, конфигурации, рисунку, цвету и другим атрибутам. Располагал коллекционер перья по странам на отдельных картонках — это, так сказать, одна из классификационных рубрик. По числу перьев на первом месте Германия и Англия — это они начали осваивать «писчую» целину, за ними следует Франция, далее Россия, Австрия, США, Венгрия, Чехословакия.
Современного человека коллекция перьев поражает, прежде всего, разнообразием размеров, форм, цвета; конфигурацией изгибов, прорезей, вырезов и отверстий; различными рисунками и надписями. Такое разнообразие вызвано, надо думать, соображениями конкурентной борьбы за рынок. В основном перья размерами одинаковы, однако встречаются и совсем маленькие, и преувеличенно большие — рекламные и сувенирные для привлечения внимания покупателей. С другой же стороны, разнообразие форм пера, в особенности его изгибов, отверстий и фигурных расщепов диктуется функциональным назначением — сделать перо как можно более гибким, мягким в работе, поспевающим за мыслью и рукой пишущего. «Стальное мягкое перо» — это из стихотворения «Бунин» Игоря Северянина… На одном из английских перьев имеется даже надпись – «эластичное».
Пишущий конец и по дуге изогнутый хвостовик, которым перо вставлялось в щель ручки такой же формы, — таковы традиционные перья. Но встречаются и другие — в виде довольно длинной трубочки с косым срезом и расщепом на пишущем конце — практически точная копия гусиных перьев (пример традиционности мышления создателей). Такие перья (изготавливались они, кстати, в разных странах), наоборот, надевались на ручку меньшего диаметра. Для крайних случаев, когда отсутствовала ручка, английская фирма “Перри” одно время выпускала перышко с прямым простеньким хвостовиком-лезвием. Такое вставить можно было даже в под руку подвернувшуюся щепку.
На небольшой поверхности пера изготовители старались помещать максимум полезной информации. Это в первую очередь — название предприятия и его фирменные знаки, часто город. На английских перьях мелькает надпись «Бирмингем». Город традиционно славился металлическими изделиями. В нем перьев в конце XIX в. 13 фирм выпускали ежегодно 200 млн. штук.
На перьях немецких мелькает петушок — фирменный знак «Браузе», а на российских — надписи «Русское общество», «Рига», «Грязев» (в угоду моде исконно русская фамилия по-французски оттиснута).
Часто им присваивались имена — «Нева», «Циклон», «Аргус», «Атлант», «Комета». Особенно хорошо это просматривается на русских перьях. Был выпущен целый ряд с надписями, как бы указывающими на предназначение — «всеобщее», «универсальное», «банкирское», «конторское», «биржевое», «служебное перо», «перо для училищ», «школьное московское перо». Та же тенденция наблюдалась и в других странах. Например, надпись на английском пере: «перо для правительственных учреждений».
Следует сказать, что поскольку появилось много видов перьев, еще в позапрошлом веке делались попытки как-то их стандартизировать. Отдельным типам перьев были присвоены определенные номера, под которыми они в одинаковом виде выпускались в разных странах. Широко известно перо № 86 — его помнят люди старшего да и среднего поколения, которые им пользовались в школе. А ведь такому перу не менее ста лет: в литературном музее Ф. Достоевского в Москве выставлена ручка 1880 г. — простенькая деревянная с перышком под этим самым номером, которая принадлежала писателю. Остроумный народец — школяры, не довольствуясь сухими номерами, они часто присваивали отдельным перышкам свои «фирменные» названия. Например, перо № 23 за изящество формы ласково именовалось «шкилетиком».
Надо думать, стандартизация в прошлом не была все же слишком строгой и всеобъемлющей, потому что многие перья так и не имеют номеров или на них оттиснуты разные буквы алфавита (возможно это «определяющие» внутрифирменные обозначения).
Между прочим, цифры не всегда означали определенный тип пера. В собрании коллекционера В.Н. Вилъка имеются целые наборы однотипных перьев с пишущими кончиками, заточенными по-разному — остро или тупо и с разными же цифрами на перьях, обозначающими толщину линии, выводимой пером на бумаге.
Но производители не ограничиваются фирменными знаками, названиями и «типоразмерными» пометками. Выпускается множество перьев с изображением различных символов, крестов, гербов и т.д. Излюбленными сюжетами (они пришли из Франции, Англии и Чехословакии) становились: перо в виде человеческой руки, держащей перо; перо — указующий перст; перо — рожица круглая с надписями «Мефистофель» или «луна».
Русское перо с надписью «копье» действительно напоминало по форме древнее оружие, а кончиком «Эйфелевой башни», естественно, французского производства, тоже можно писать. На одном из перьев изображено сердце, якорь и крест — что символически расшифровывается как «любовь, надежда и вера».
Для нас, пожалуй, наиболее интересными и познавательными в историческом плане являются памятные перья. В России, как и в других странах, пользовались популярностью перья с выдавленными на них портретами знаменитых людей, например, писателей: А С. Пушкина, JI.H. Толстого, И.С. Тургенева. Есть перья — «Петр Великий», «Александр II», «Бисмарк», «Иоанн Кронштадтский» и др. Вот перо «Патти», на нем рядом с именем выдающейся итальянской певицы Аделины Патти, неоднократно выступавшей триумфально в России во второй половине XIX в., изображен соловей (Патти изумительно исполняла знаменитый романс Алябьева). Перья посвящались историческим событиям: «Перо Победы 1812 г.» (в память победы над Наполеоном); «1888. В память чудесного спасения у ст. Борки» (напоминание об «удачном» для царской семьи крушении поезда); перо «19 февраля 1861 г.» с надписью по-французски «Освобождение» (так французская фирма откликнулась на манифест об освобождении от крепостничества крестьян Российской империи).
Привлекали покупателей и цветом — коллекции пестрят желтыми, красноватыми, серыми и даже синими перьями. Конечно, покрытие пера слоем латуни, бронзы, меди, алюминия, хрома, никеля или золота преследовало чисто утилитарную цель — предохранить его от ржавчины. На одном из английских перьев так и написано «антикоррозийное».
Разумеется, все это разнообразие — не одна лишь борьба за потребителя, но и желание удовлетворить вкусы и запросы покупателей. Вот еще один пример. Значительный процент людей — левши. Чтобы облегчить им в какой-то мере процесс писания, сделать его более удобным, фирмы разных стран выпускали перья с изгибом, причем некоторые были в форме изящной уточки.
Некоторые перья имели не прямой пишущий «носик», а слегка изогнутый — вправо или влево. Делалось это, видимо, в расчете на людей, несколько наклонявших перо в ту или иную сторону. Перо становилось удобным для привычной манеры письма.
Пишущий конец пера, особенно в начале использования, пока он несколько не сточится, царапает бумагу. Против этого было найдено средство: кончик, вернее два его острия, несколько выгнули в сторону бумаги, образовав как бы полушарие. Теперь перо «пошло» по бумаге не обрубленными концами, а маленькой полусферой, процесс писания таким пером стал более «гладким», бумага под ним не рвалась. Интересно отметить, что эти перья, как о том свидетельствуют надписи, долгое время назывались по-разному: перо с ложкообразным концом, шариковое перо, полусферическое перо.
Представлены в коллекции В.Н. Вилька и перья специального назначения, например, плакатные. Есть перья как бы сдвоенные и строенные — для проведения одновременно двух или трех параллельных линий. Даже «пятерное» есть — скорее всего, с его помощью линовались листы бумаги для записи музыкальных нот.
В России перьевое «дело» встало на ноги несколько позже, чем в Европе. Упомянутое рижское «Русское общество» развернуло свою деятельность в 60-е г. позапрошлого века (примерно в то же время такие фирмы образовались и в США). Долгое же время в продаже в России были импортные перья. Английские фирмы, поставлявшие товар на русский рынок, на перьях наряду с русскими надписями писали и названия английских фирм. Создавались и смешанные предприятия. Коллекционерам известны перья с надписями «Англо-русская компания стальных перьев».
У российских собирателей, по нашим сведениям, нет и каталогов действовавших когда-то фирм, так что даже время изготовления того или иного пера практически узнать невозможно. Лишь у некоторых памятных перьев «день рождения» более или менее ясен. Например, перо с датой «1897» и словом «Согласие» на французском языке, с двумя руками в пожатии, производства Русского общества «Рига», можно предположить, выпущено в память договора России с Францией.
Многие перья в коллекции вообще не идентифицированы — не известны ни страна, ни фирма изготовления. Как сообщалось в печати, во Франции, Бельгии, Англии есть клубы коллекционеров стальных перьев. Может быть, налаженное в будущем сотрудничество с ними поможет нашим собирателям, и коллекции их заговорят «в полный голос».