Взаимоотношения между отдельными племенами классовая наука исстари изображала в виде звериного состояния вечной войны. Наиболее решительное свое выражение этот тезис получил у английского философа XVII в. Томаса Гоббса, определившего начальное состояние человечества как bellum omnium contra omnes — «войну всех против всех». Этнографический материал убеждает в полной вымышленности этого знаменитого тезиса феодально-буржуазной мысли.
Среди отсталых племен, еже ли они только не натравливаются одно на другое в условиях европейской колонизации, бывают, конечно, столкновения, но они сравнительно очень редки, ибо при наличии земельного простора для таких столкновений не имеется постоянных поводов и оснований. Наиболее древней причиной междуплеменных столкновений является нарушение границ других племен. Принцип неприкосновенности земель племени и защита ее границ — древнейшие начала общества человечества. Защита племенной границы — самый священный долг первобытного человека, подымающий всех членов племени поголовно. С развитием междуплеменных отношений появляются, конечно, и иные, уже мелкие поводы столкновений. Нарушение неприкосновенности границ, а иногда и иные посягательства на достоинство племени влекут за собой не только защиту племени, но и нападение на противника. Организуется поход добровольцев. В подобных ситуациях женщины, хотя и не принимают прямого участия в походе, нередко являются зачинщицами. Воины тщательно готовятся к походу, готовят оружие и пр., причем немаловажная роль приписывается различным устрашающим противника средствам, окраске тела, маскам и пр. Возбуждение воинов и их предварительная тренировка выливаются в военную пляску.
Первобытный человек, конечно, не ангел, и если мстит за оскорбление, и если ему удается взять верх над противником, то тут уже не до нежностей. Врагу нет пощады, при возможности избиваются все, в плен берут лишь женщин. Впрочем, бывает и пленение мужчин, но в этом случае пленный, в особенности по настоянию женщины,— иногда для того, чтобы заместить убитого члена семьи,— усыновляется и тогда становится равноправным членом усыновившего его племени. Возникают и развиваются понятия и идеалы доблести и храбрости, в качестве вещественных их свидетельств — военные трофеи, имеющие иногда весьма суровые формы, например пресловутого скальпирования у индейцев, известного, впрочем, и ряду иных народов, например скифам. Погоня за военной славой и трофеями принимала у индонезийских и океанийских племен форму «охоты за черепами».
Если данное племя ожидает нападения, то прибегает ко всем «дикарским» способам самозащиты; особо широко практикуется засада. Когда сходятся два отряда противников и если силы примерно равны, то до реального сражения у племен древности дело почти никогда не доходит. Все наблюдатели единогласно подчеркивают крайне малую кровопролитность таких столкновений. Дело преимущественно сводится к взаимной брани, оскорблениям, потрясанию оружием. Пускается несколько стрел, но лишь только на какой-либо стороне оказывается один-два раненых или убитых, противники расходятся,— правда, чтобы рано или поздно прежние обиды вспомнились вновь. Уже очень рано возникает особый способ разрешения конфликта — единоборство или поединок одной или нескольких пар противников. Весьма рано развиваются и разные формы мирных, «дипломатических» способов улажения конфликтов, причем женщины играют особую роль и в таких случаях. Очень даже возможно, что женщина в истории и была первым дипломатом.
Если исключить данного рода конфликты, то междуплеменные отношения в первобытное время надо себе представлять по общему правилу вполне мирными и дружественными. Таковыми оставались эти отношения у многих отсталых племен. Известные английские исследователи австралийцев, Спенсер и Гиллен, говорят, что по общему правилу туземные племена находятся во взаимных дружественных отношениях, а если бывают столкновения, то все же нет такого положения, чтобы одно племя с другим находилось в постоянной вражде.
Гостеприимство
У всех отсталых племенных формирований и народностей весьма распространен был обычай посещения взаимно различных групп, имеющих принадлежность к одному либо различным племенам, своего рода дружеских визитов. Такие визиты у тех же австралийцев — постоянное и обычное явление. Эскимосы, при имеющихся трудностях с сообщениями в арктических условиях, регулярно совершают довольно дальние путешествия, с целью посещения своих друзей. Подобные взаимные посещения и гощения сыграли крупнейшую роль при культурном развитии в первобытную эпоху, служа путями и как средства в культурном обмене. Зачастую визиты приурочиваются к такому времени, в которое у определенной группы имеются в изобилии пищевые припасы, к моменту созревания плодовых культур, ко времени рыбного улова, урожая и пр. Постоянную черту этого первобытного гостеприимства составляет то, что если визитеры получают «угощение», то и сами появляются не с пустыми руками, принося с собой либо продукты своей местности, либо собственные изделия. У австралийцев, например, бывало, что на племенную территорию, где имелись месторождения кремня, приходило, с разрешения хозяев, другое племя для добычи материала, но обязательно приносило с собой какие-либо продукты или свои изделия. Угощения и приношения имеют чисто добровольный характер, однако уже рано этот обычай проникается принципом взаимности и обязательности. Отсюда ведет свое происхождение правило, по которому, побывав в гостях, необходимо пригласить хозяев и к себе, получив подарок, необходимо ответить на него отдарком. «Дают подарки, глядят отдарков», «Дар дара ждет» — так формулируют пословицы эти старинные принципы. Дарение и отдаривание составляют бытовое явление, широко присущее всем племенам и народностям. Это многократно описывалось путешественниками. Дарвин, посетивший во время своего путешествия на корабле «Бигль» огнеземельцев, рассказывает, что когда он подарил одному туземцу большой гвоздь, ничего не прося взамен, тот сейчас же выбрал две рыбы и подал их Дарвину на конце своего копья.
Дружеская связь заключается и устанавливается не только в коллективной форме, между группами, но и индивидуальным порядком между отдельными лицами, людьми разных племен. И эти дружеские союзы с взаимными посещения сыграли крупную роль в истории культуры. И здесь существенной чертой является обмен подарками. Эта форма общения имеет дальнейшую историю, к которой нам еще придется вернуться. Отметим только, что одной из позднейших форм этих дружеских отношений является славянское побратимство и посестримство, кавказское куначество, заключение дружбы, приравниваемой к кровному родству, что символизируется взаимным питьем крови и пр. Долг побратимства — готовность помочь и защитить во всех случаях жизни, в известной мере общность имущества.
Возникновение хозяйственного обмена
Первобытные дружественные связи и обмен подарками дают форму для появления хозяйственного обмена. Здесь уже продукты и изделия заготовляются специально с целью обмена и тем самым для получения требующихся хозяйству чужих благ. Объектами такого обмена служат как местные продукты природы, так и местные изделия. Поэтому обмен особо интенсивно развивается между обитателями различных местностей, например между прибрежными жителями и жителями внутренних районов. Раз возникнув, обмен быстро и широко распространяется и интенсивно поддерживается. Благодаря обмену определенные предметы получают исключительное распространение и, переходя от группы к группе, попадают в самые отдаленные места. О том, как быстро совершается подобная циркуляция новых предметов, можно судить по следующему факту. Один из путешественников по Новой Гвинее, придя в незнакомое селение, где никогда еще не были европейцы, нашел здесь медные пуговицы, которые в одном из прежде посещенных им селений были срезаны туземцами с мундиров сопровождавшего этого путешественника военного конвоя. Пуговицы прошли свой путь быстрее, чем европеец-путешественник. Помимо описанных коллективных и индивидуальных форм обмена, уже у довольно отсталых племен возникают и специальные места для проведения встреч, там в определенное время сходятся разные группы конкретно для обмена. Так возникают базары.
В начальном хозяйственном обмене действует только возникший уже при обмене подарками принцип взаимности и обязательности. Это значит, что за каждую вещь должно быть отдано в обмен что-либо требуемое противоположной стороной. Но в таком первоначальном обмене совершенно отсутствует понятие стоимости и соответствия стоимости обмениваемых благ.
Вытекая из чисто материальных оснований — хозяйственных потребностей человека, обмен в своем возникновении, как мы видим, теснейшим образом связан с бытовыми отношениями общества. С течением времени обмен становится самостоятельным и чисто хозяйственным явлением, все еще сохраняя свой примитивный, выражающийся в особенности в отсутствии понятия стоимости, характер. Лишь в последующем своем развитии обмен приобретает новый, торговый характер.