Одна из наиболее явных и устойчивых черт древнеегипетского искусства — многовековое сохранение традиций, строгое следование канону. Однако это не значит, что искусство длительное время оставалось неизменным. В разные периоды истории египетского государства тот или иной город, становясь столицей, начинал играть ведущую роль и в культурной жизни страны, хотя наряду с ним существовали местные художественные центры, произведения которых отличались друг от друга иконографически (по характерным особенностям изображения персонажей) и стилистически (по приемам, манере исполнения). Проблемой «школ» и ролью художника в искусстве Древнего Египта много и плодотворно занимались крупнейшие египтологи.
В эпоху Древнего царства (третье тысячелетие до н. э.; III-VIII династии) столицей Египта был Мемфис и именно он определял стиль искусства всей страны. Прекрасной работой столичного мастера является рельеф с изображением погонщика и жертвенной антилопы. Особенно выразительна антилопа: лаконично, четкой и верной линией передан контур животного, легко, едва заметно моделированы детали. Композиция выполнена в технике выпуклого рельефа, обычно применявшейся при оформлении внутренних помещений гробниц. Как известно, египетское искусство было тесно связано с религией, и большинство его произведений создавалось специально для гробниц и храмов.
Погонщик с антилопой. Рельеф. Вторая половина третьего тысячелетия до н. э. Мемфис.
Рельеф из мемфисской гробницы судебного чиновника Иринеса (VI династия) был, судя по технике исполнения (врезанный рельеф), высечен на одной из ее наружных стен. Иринес запечатлен четыре раза: дважды — в парике и коротком набедреннике (традиционная одежда вельмож), а дважды, согласно моде своего времени, — в гладкой шапочке и длинном опоясании.
Рельеф из гробницы Иринеса.
Это различие связано, по-видимому, с требованиями заупокойного культа. В той же технике врезанного рельефа и том же стиле исполнена стела Мерера, жреца и чиновника одного из провинциальных городов Верхнего Египта Хабену (VI династия). Мерер, подобно Принесу, представлен в разных одеждах, однако само изображение и рисунок иероглифов значительно грубее, чем в произведении столичного мастера.
В конце Древнего царства Мемфис как ведущий художественный центр утрачивает свое значение. В связи с ослаблением центральной власти видную роль начинают играть номы (ном — административная единица в Древнем Египте). Соответственно выросло значение номархов и их двора, оживилась деятельность местных художественных мастерских. Примером провинциальной работы этого периода может служить стела начальника садовников Хекаиба (XXIII-XXI вв. до н. э.). Она сделана в одном из городов Фиванского нома — Гебелейне.
Стела Хекаиба. Гебелейн.
Как показывает эрмитажная стела, памятники из Гебелейна очень своеобразны. Фигуры Хекаиба и его жены необычно удлинены. Лямки узкого облегающего платья не вырезаны в камне, а намечены краской. Изображенный на стеле слуга (или сын), протягивающий чашу главному персонажу, — мотив, к которому обращаются преимущественно южные мастера. Оригинально и начертание некоторых иероглифов, не встречающееся на памятниках того же времени из других городов.