Новые проявления талантливости пермских мастеров видны в области монументально-декоративной скульптуры.
Эта скульптура была связана с внутренней архитектурой церквей и зависела в большинстве случаев от декоративного решения, желательного церковникам. А они хотели иметь в своих храмах узаконенное «благолепие», укрепляющее в людях религиозность. В связи с этим они старались полу-христианские-полуязыческие статуи вытеснять декоративными каноническими фигурами.
Пермским мастерам и в декоративных работах удалось избежать внешней эффектности, поверхностного украшательства. Художественное чутье и опыт помогали им создавать монументально-декоративную скульптуру сообразно с ее основными принципами. В свои работы для обширных помещений, рассчитанные на обозрение издалека большой массой людей, они стали вкладывать возвышенное содержание, решали изваяния в крупных обобщенных формах, в художественном единстве с архитектурным ансамблем. Они проявляли глубокий подход к решению труднейших скульптурных задач. Нередко декоративность скульптуры сочетается у них с сильной выразительностью, а монументальность совмещается с проникновенным раскрытием образа.
Лучший пример тому имеется среди скульптур «Саваофа». Длительное время небольшие рельефные фигурки этого сюжета помещались как декоративный элемент выше основных скульптур (например, в «Распятии» XVII века из села Вильгорта, в других подобных композициях, в рельефных иконах, в различных узорных обрамлениях).
Но сохранилось два десятка скульптур «Саваофа» и сходного сюжета (благословляющего Христа), имевших самостоятельное значение. Они занимали видное место в иконостасах, составлявших основное богатство резного декора в храмах. Остановимся на трех скульптурах «Саваофа».
Наиболее старинная из них — первой половины XVIII века, из села Чигироба, — выглядит как монолитный барельеф. Но сделан он не из одного, а из трех склеенных кусков липы. В нем «Саваоф», словно сказочный волосатый дед, ниже груди исчезает в облаках. В руке он держит признаки своей мощи — скипетр и сферу (шар).
Широкие плавные рельефы без лишних подробностей убедительно передают объемные формы человеческой фигуры. Используя барельефные пластические традиции, мастер вместе с тем развивает декоративность в трактовке скульптуры, усиливает ее согласованность с резьбой ансамбля. «Совершенно невиданным и совершенно потрясающим явлением надо признать Саваофа из Лысьвенской церкви» (А. В. Луначарский). Действительно, эта грандиозная скульптура не имеет себе подобных, исключительна по художественной силе. В ее создании проявились возвышенный замысел и порыв зрелого воображения, широкий творческий размах и самозабвенный труд резчика-скульптора, одаренностью и страстью напоминавшего великого Микельанджело.
Т.Д. Домнин. Скульптура «Саваоф» из г. Лысьвы.
Тема скульптуры побудила мастера отойти от обыденности. И он создал мощный, впечатляющий образ, полный величественности.
Удивительно четки формы и соразмерны части этой огромной композиции. Необыкновенно могучая фигура сделана величиной намного больше человеческой. Она находится на обширном скоплении облаков и источает массу лучей сияния.
Прекрасно найдены пропорции облаков, сияния и фигуры. Далеко расходящееся сияние подчеркивает ее большой масштаб. Объемистая компактная масса клубящихся облаков образует устойчивый постамент.
Лаконизм решения, энергичная лепка форм рассчитаны на восприятие композиции с дальнего расстояния.
Фронтальное построение фигуры по пояс, со скипетром и сферой в руках, казалось бы, повторяет давно сложившиеся образцы. Но здесь дана отнюдь не традиционная, а новая оригинальная трактовка фигуры.
«…Трудно найти в русской монументальной пластике подобное совершенство художественного решения. Необычайно велика чисто пластическая сила головы Саваофа, редкостной выразительности которой мог бы позавидовать не один великий мастер скульптуры», — так сказано о «Саваофе» из Лысьвы в «Истории русского искусства», изданной Академией наук СССР.
Голова выполнена в обобщенных формах, полностью объемной. Искусно чередуются в ее лепке глубокая резьба и гладкие поверхности. Отчетливо выступает на прямом треугольнике нимба насыщенное светотенью очертание головы. В свою очередь резкие тени волос усиливают светящиеся ровные формы лица.
Т.Д. Домнин. Фрагмент фигуры «Саваофа» из г. Лысьвы.
Большое значение для скульптурного творчества Д. Т. Домнина имеет причастность его к планировке и строительству завода и зданий в Лысьве, к местной архитектуре. Урал тогда был крупнейшим индустриальным районом страны. Его существенным вкладом в архитектуру русского классицизма явилось создание специальной области — промышленной архитектуры! Уральские зодчие показали себя не только прогрессивными архитекторами-строителями, но и крупными художниками. Они достигали красоты и выразительности цельных производственных и жилых комплексов.
В XVIII веке на заводах, как и в сельской местности, преобладало деревянное строительство. Отсюда и непосредственное отношение к тогдашней архитектуре мастера-умельца по дереву Д. Т. Домнина и создание им деревянной скульптуры, связанной с архитектурой.
Но в каких условиях появился и развился этот замечательный талант, как вырос он в мастера с удивительной творческой фантазией, какова его жизненная судьба, — сведений об этом пока мало. Не нашлось и работ, которые, по всей видимости, предшествовали «Саваофу», подготовили резчика к созданию такой скульптуры. Но несомненно его рукой вырезаны три ангела (из села Нижнечусовские Городки), очевидно, для того же иконостаса, где когда-то был «Саваоф».
Две крылатые юные фигуры вырезаны, стоящими в профиль к зрителю (другой стороной они примыкали к плоскости). Обе они опустились на колено и простирают руки к центральной фигуре. В исполнении скульптур ясно сказались творческие особенности Д. Т. Домнина: монументально-декоративный характер форм и следование достижениям классического искусства. Примечательны у ангелов головы, напоминающие античные изображения. Они показывают, как мастер в резьбе из дерева выискивал и достигал красоты обобщенной формы, памятной по классическим мраморным изваяниям. Третий ангел — летящий, — видимо, более ранняя работа автора. Голова этого ангела вырезана с более натуральными чертами.
Т.Д. Домнин. Голова ангела — фрагмент скульптуры из с. Нижнечусовских Городков.
В величавом, спокойном состоянии изображены два летящих ангела из комплекса с ильинским «Саваофом». Круглые в широких одеждах полные фигуры вырезаны к зрителю лицом, в трудном для передачи движении (ангел в движении влево).
Летящий ангел из с. Ильинского.
Мы рассмотрели лишь несколько фигур «Саваофа» и ангелов. Но и этот обзор показывает многообразие дарований мастеров декоративной скульптуры. Оригинальность их творений связана с исканиями выразительности и возвышенности образов, монументальной обобщенности форм, декоративного богатства архитектурных ансамблей.