С давних пор Москва была одним из крупнейших центров русского позднесредневекового керамического производства. Гончарная слобода города, располагавшаяся в Заяузье центре московского керамического производства, являлась одной из старейших ремесленных городских слобод, где работали наиболее опытные керамисты Московского государства. Выпускали они не только керамику бытовую, но и строительную, техническую, различные категории керамической игрушки. Гончары других русских городов подражали продукции Яузской слободы, постепенно затем осваивали технические приемы, которые знали столичные мастера, внимательно наблюдали за изменениями в области керамической технологии, за ассортиментом сосудов и керамических изделии, бытовавших в городе.
Если древнерусская керамика до монгольского времени и древнерусское керамическое производство X-XIII вв. известны относительно хорошо, то изучение позднесредневековой русской керамики, и в частности московской, только начиналось. Все имеющиеся на эту тему работы носили предварительный характер и, по мысли их авторов, не претендовали ни на окончательность выводов, ни тем более на полное исследование материала. Этим отражается определенный уровень знаний о московской керамике и московском керамическом производстве, нужно попытаться осмыслить весь имеющийся в наличии материал.
До начала больших раскопок в Москве в 50-х годах пошлого века все имевшиеся коллекции керамики происходили в основном из случайных сборов, проведенных попутно во время строительных работ. Подавляющее большинство этой керамики относилось к позднему времени. Даже такая крупная коллекция, как собранная при строительстве первой очереди Московского метрополитена (1933 — 1934 гг.), в большей части датировалась XVIII-XIX вв.
Первые раскопки в Москве, давшие относительно хорошо датированный материал, были проведены в 1946 г. в Заяузье на Котельническом холме, на месте Яузской гончарной слободы. Здесь были открыты остатки керамических горнов, а рядом с ними в ямах были собраны образцы бракованной керамики. В том же году тут же работала экспедиция Музея истории и реконструкции г. Москвы, которая тоже получила материалы по московскому керамическому производству, главным образом в результате исследования ям с бракованной керамикой. Наиболее крупные коллекции московской керамики были составлены и результате работ в Зарядье — одном из древнейших жилых районов Москвы. Эти работы были начаты в 1947 г. М. Г. Рабиновичем, а позже продолжены А. Ф. Дубининым. Именно здесь удалось выявить наиболее древние категории московской керамики и установить, что состав керамики в культурном слое города XV-XVII вв. отличается от продукции, выпускавшейся Яузской гончарной слободой, наличием большого количества привозной бело-глиняной керамики.
Коллекции керамики, полученные при раскопках в Зарядье и на Яузской гончарной слободе, так хорошо отражали историю московского керамического производства, что последующие работы, проведенные в других районах города, в том числе на территории Московского Кремля, не могли существенным образом изменить сделанные ранее наблюдения над московской керамикой и московским керамическим производством. Это и дает основание думать, что коллекция московской керамики является достаточной и отражает почти весь ассортимент сосудов и керамических изделий. Эта коллекция насчитывает более 300 тыс. обломков и несколько сотен целых сосудов и изделий. Особенно важными являются материалы, полученные московской экспедицией в 1953-1964 гг. Эта часть коллекции с почти исчерпывающей полнотой отражает все разнообразие форм московской керамики в течение всего времени существования города. Интересна уникальная большая коллекции московских рамочных изразцов первой половины XVII в., коллекция ранних образцов московской и привозной поливной керамики. Непрерывное, длительное существование города дает возможность не только выявить весь ассортимент сосудов и других керамических изделий, характерных для отдельных периодов, но и проследить изменения в технологии керамического производства. Часто это удается связать с изменением вкуса москвичей, с техническими возможностями мастеров, с наличными запасами керамического сырья.
Классификация московской керамики дается в соответствии с керамической техникой, в которой выполнены изделия по исходным материалам, употребленным для изготовления сосудов и изделий, по особенностям обработки поверхности изделий. В каждом случае, построенном по такому принципу, рассматриваются не только сосуды, но и другие виды изделий. Это дает возможность составить наиболее четкое представление о всех видах керамических изделии, бытовавших одновременно в ту или иную эпоху истории города.
Характерно и само керамическое производство Москвы, его организация, технология, инструментарий гончаров. Там, где это оказалось возможным проследить рассказывается о взаимоотношениях Гончарной слободы с административными учреждениями того времени. Основные материалы для характеристики Гончарной слободы и московского керамического производства получены при раскопках на ее территории в Заяузье на Котельническом холме, а также при наблюдениях за строительными работами там, в последующие годы. Часть сведений получена и из письменных источников, относящихся преимущественно к XVI-XVII вв.
Датировки отдельных групп сосудов и керамических изделий базируются на стратиграфических шкалах культурного слоя различных участков Зарядья, совместном нахождении керамических изделий с хорошо датированными вещевыми находками. Черная лощеная керамика датируется преимущественно по монетным кладам, которые найдены в черно-лощенных сосудах. Строительная керамика датируется часто по аналогиям с подобными изделиями, вмонтированными в постройки, время сооружения которых известно. Особо отмечается нахождение керамики в замкнутых комплексах — ямах с бракованной керамикой при горнах, колодцах, заполнении дренажных сооружений, подклетах построек, время сооружении которых известно, в заполнении могильных ям, перекрытых датированными плитами; учитывалось наличие на ряде сосудов надписей, которые датируются палеографически.
Дается классификация московской керамики, бытовавшей здесь со времени возникновения города и по XVIII в., т. е. до того времени, когда значение керамических изделий (исключая строительные материалы) в быту москвичей постепенно падает и вместо них широко распространяется стеклянная и металлическая посуда, изделия из фаянса и фарфора. Именно в это время в московской бытовой керамике появляется много новых видов сосудов, по формам и технологии производства мало связанных с керамическими изделиями раннего времени.