Культурные особенности камских мезолитических племен, их южные связи и вопрос о происхождении
Открытые на Каме стоянки дают представление об известном культурном своеобразии местных мезолитических племен.
Первое время казалось вероятным их культурное тождество или, во всяком случае, большая культурная близость с волго-окскими племенами, обитавшими по соседству и в очень близких природных условиях. Но в дальнейшем сопоставление материальной культуры тех и других племен не подтвердило этого предположения. На Каме отсутствуют характерные для волго-окского мезолита наконечники стрел свидерского типа, сделанные из кремневых ножевидных пластинок, но имеются кремневые вкладыши трапециевидной формы, неизвестные в Волго-Окском крае. Это дает основание рассматривать территорию Камы как особую культурную область эпохи мезолита. Ее географические пределы и культурные особенности смогут быть уточнены только дальнейшими исследованиями. Невозможно пока определить и хотя бы примерное число обитавших на Каме племен. Ясно только, что речь должна идти не об одном, а о нескольких племенах, которые только и могли занимать столь обширную территорию.
Те же самые культурные особенности, которые отличают камские мезолитические племена от волго-окских, сближают их с населением Юга, точнее Северного Причерноморья, Прикаспия и Нижней Волги, где памятники мезолита пока недостаточно изучены. На основании того, что в южном Поволжье находятся вкладные кремневые орудия геометрических форм, некоторые авторы высказали гипотезу о переселении в Поволжье известной части мезолитического населения из области Северного Кавказа.
Вопрос о происхождении камских мезолитических племен не может решаться просто в плане их формирования на основе местного, более древнего, позднепалеолитического населения, обитавшего на стоянках типа стоянки Талицкого. Если развитие позднепалеолитической техники на территории Европы и Средиземноморья иллюстрирует все большее преобладание техники ножевидных пластин, превращающейся в начале мезолита в микролитическую технику мелких кремневых пластинок и орудий из них, то в позднепалеолитической культуре сибирского варианта, к которому принадлежат камские стоянки, заключается обратная тенденция: на протяжении всей эпохи все увеличиваются количество и роль крупных, макролитических орудий. И хотя памятники мезолита в Сибири остаются почти не изученными, общий макролитический облик сибирской мезолитической культуры наиболее правдоподобен. Именно такая, макролитическая культура, в некоторых формах напоминающая культуру древнего палеолита, оказалась на мезолитических памятниках, открытых в 1954 году у Голого камня в окрестностях Нижнего Тагила, на восточных склонах Уральского хребта.
Такую же, макролитического характера культуру следовало ожидать на мезолитических стоянках Прикамья; но она оказалась резко отличной, микролитической, в своей основе европейской, а никак не сибирской и не имеющей признаков генетических связей с местной позднепалеолитической культурой.
Отсюда вытекает вывод: мезолитическое население Прикамья, оставившее нам свои стоянки типа Огурдинской, появилось с юга, из областей Понто-Каспия и Нижней Волги и оттеснило местные мезолитические племена, которые принуждены были отодвинуться дальше на север, осваивая новые, дотоле незаселенные пространства, недавно освободившиеся из-подо льдов последнего оледенения, вплоть до берегов Ледовитого океана на всем их европейском протяжении.
Этот вывод следует рассматривать пока лишь как общую схему. Весьма вероятно, что часть местного населения осталась и смешалась с пришлым или даже сохранила свою культуру в некоторых районах Приуралья.
Но, во всяком случае, можно говорить о появлении в ту эпоху в Прикамье мощной европеоидной антропологической струи (быть может, в сочетании с негроидными элементами) и о резком сокращении монголоидного элемента.