Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

О религиозных представлениях и обрядах

Египет

О религиозных представлениях и обрядах еще известно очень мало, а часто просто неизвестно совсем, поэтому не всегда можно объяснить ряд особенностей в устройстве некоторых гробниц и выбор определенного типа планировки для гробницы того или иного лица. Необходимо к тому же учитывать, что на расположение помещений в молельнях могли влиять различные факторы — условия местности, особенности религиозных верований данной семьи или рода, социальное положение владельца гробницы, благодаря которому он не только обладал большими или меньшими возможностями для ее оформления, но и мог быть допущен к участию в определенном круге тайных обрядов, недоступных для других.

Характерно, например, что первоначально ложные двери в виде «фасада дворца» ставились только в мастабах ближайших царских родственников и высшей знати; видимо, одни лица по своему рождению имели право на такое оформление двери, другие получали это право как милостивый дар фараона. Известно, например, что в мастабе начальника царских садов Ахетмеринисута в Гизэ вся облицовка западной стены коридора с тремя ложными дверьми в виде «фасада дворца» была подарена фараоном. Поскольку начиная с V династии с общим ростом роли знати все большее число ее представителей получало право на совершение ряда ритуалов, бывших ранее привилегией фараона, понятным становится и дальнейшее увеличение сходства в устройстве гробничных молелен и пирамидных храмов.

Помещения в мастабах высших вельмож резко увеличиваются и по количеству и по размерам. Иногда вся надземная часть мастабы состоит теперь из залов, коридоров, кладовых. Одновременно обогащается и декорировка помещений; все шире и шире применяются колоннады, стены сплошь покрываются рельефами. Содержание этих рельефов часто помогает уточнить назначение различных помещений.

Все сказанное можно легко раскрыть на примере мастабы Кагемни, везира, начальника города у пирамиды Тети. На наружной стене мастабы помещена автобиография Кагемни. После небольшого преддверия, рельефы которого изображают носителей даров, расположен большой колонный зал и кладовые; на стенах зала показаны сцены приготовления пищи и погребального инвентаря, пляски акробатов; справа к этому залу примыкает комната, за стеной которой был сердаб; рельефы комнаты изображали доставку статуй Кагемни в сердаб. Дальше находилась проходная комната, направо от которой имелась кладовая, причем рельефы на стенах рассказывали о принесении различных предметов погребального инвентаря, которые, очевидно, и складывались во время похорон в эту кладовую. Прямо из проходной комнаты шел ход в другую кладовую, а налево — в большой зал с ложной дверью, служивший жертвенным помещением. На стенах зала были изображены ритуальные сцены и носители жертвоприношений. Под залом с ложной дверью находилась камера с саркофагом.

Мастаба Кагемни убедительно показывает сходство в планировке помещений мастаб и пирамидных храмов времени V-VI династий. Таким сходством в той или иной степени отмечены все мастабы наиболее видных лиц, занимавших крупнейшие посты при фараонах второй половины Древнего царства, например, мастабы везира и главного зодчего Сенеджемиба-Инти в Гизэ, вельможи Птахшепсеса в Абусире, начальника пирамид фараона Нефериркара и Ниусерра Ти в Саккаре, его сына, начальника сокровищницы Ахетхотепа, и сына последнего, везира Птаххотепа II , также в Саккаре.