На протяжении многих лет к исторической науке в нашей стране, к ее судьбам, к проблемам в ее развитии было привлечено большое внимание. Не будем перечислять всех совещаний — иногда очень широких и представительных,— проведенных за это время, всех дискуссий и выступлений — как письменных, так и устных,— появившихся на страницах журналов или прозвучавших в аудиториях наших высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, скажем лишь о том, что на этих совещаниях и дискуссиях, в статьях и одиночных выступлениях выдвигались как вопросы самого общего характера, например о предмете истории, о происхождении исторических знаний, о свежих методах в историческом исследовании и пр., так и особо специальные историко-социологические либо даже историко-философские проблемы: значения «формация» и «эпоха», проблема повторяемости в истории, гносеологический анализ природы исторического факта и т. п.
Как это обычно и бывает в подобных случаях, большая часть вопросов при обсуждении была лишь поставлена, но отнюдь не решена, кое-какие важные проблемы вообще остались незатронутыми, по некоторым же вопросам выдвинуты не совсем удачные — во всяком случае, на наш взгляд — решения. Знакомство с материалом дискуссий и обсуждений, участие в них привело к весьма странному и неожидаемому выводу — к мысли о том, что нет ни полной ясности, ни единого мнения по определенному ряду общих понятий, определяющих самую сущность и специфику истории как науки. Исходя из этого, оставляя пока в стороне весьма интересные, значимые, но все же более специальные проблемы, хотелось бы в данном случае высказать некие соображения по вопросам общего характера, тем более, что они в силу как раз этого обстоятельства представляют, как нам думается, не только сугубо профессиональную заинтересованность.
Вероятно, историкам многое из того, о чем собираемся рассуждать, покажется само собой резонным, даже быть может, тривиальным. В кое-чем другом они будут с нами не соглашаться. Но, честно говоря, нас это не очень пугает. Во-первых, историкам вообще свойственно не соглашаться друг с другом, во-вторых, рассказываем на сей раз не столько для них, т. е. не для тех, кто сам участвует в создании исторических трудов, исследований, сочинений, сколько для тех, кто всю эту продукцию потребляет. Поэтому, в меру наших возможностей, попытаемся подойти, если и не ко всем, то хотя бы к каким-то вопросам, с позиций читателя, с позиций потребителя «исторической продукции».
Кроме того, мы вовсе не претендуем на выражение какой-то системы взглядов, какой-то более либо менее выстроенной «концепции». То, что озвучивается, это только лишь отдельные мысли и соображения, иногда плотно соприкасающиеся с теми вопросами, которые имели обсуждения на страницах журналов либо на совещаниях, а иногда связанные лишь косвенно. Поэтому разрешим себе начать с вопроса «актуальна ли история как наука», который в ходе всех названных обсуждений и дискуссий фактически даже и не ставился.