В Ассирии развитие производственных навыков и искусства халафской культуры прослеживается на протяжении нескольких стратиграфических и типологических фаз. В бассейне Хабура и Балиха это развитие не так ясно документировано. На другой стороне Евфрата, в Хама и Угарите, халафская культура достигает, по-видимому, полной зрелости и наивысшего предела своего развития; здесь она приходит на смену или смешивается с культурами, для которых характерно применение совершенно иной, некрашеной керамики, а также употребление не пращи, а лука со стрелами. В Иране эта культура не находит близкой аналогии, хотя мы убедимся в наличии некоторого сходства орнаментальных мотивов, во всяком случае, с шумерийскими. Это позволяет прийти к вполне обоснованному выводу, что халафская культура развилась в Ассирии. Но даже там, после длительного развития, приведшего к образованию полихромной фазы в керамическом искусстве, она уступила место другой культуре, названной обеидской по поселению Эль-Обеид в Шумере, которая в художественном и архитектурном отношении, по-видимому, уступала халафской.
Таким образом, может создаться впечатление, что появление в Северной Месопотамии обеидской культуры знаменует собою не только разрыв с халафской традицией, но и период упадка: характерная для халафской культуры керамика уже больше не покрывается облицовкой и не подвергается лощению, поверхность ее в результате сильного обжига имеет обычно зеленоватый оттенок. Керамика все еще украшается расписным орнаментом, но уже не полихромным; мы не находим больше богатого разнообразия мотивов, и сами узоры уже не отличаются такой красотой. В свою очередь в Ниневии и некоторых других поселениях глинобитные постройки, по-видимому, уступают место тростниковым хижинам.
Но даже на этой территории и на севере впечатление упадка совершенно обманчиво. Обеидские гончары обладали более прогрессивной техникой обработки глины, если сравнивать с гончарным делом халафской культуры, и их керамика отличалась более богатым разнообразием форм, среди которых мы находим сосуды с носиками и ручками и много сосудов на поддоне. Применение в строительном деле тростника отнюдь не вытеснило глину. Напротив, глину теперь смешивали с соломой и формовали из нее кирпичи, и этот удобный строительный материал вскоре начинает применяться для возведения настоящих монументальных зданий. Более того, «северная обеидская культура» даже в Ассирии, по-видимому, представляет собою запоздалый периферийный вариант культуры, проявившейся в наиболее типичных формах, и, по всей вероятности, раньше, чем в других областях, в Шумере, где она и была впервые обнаружена.
В Шумере обеидская культура носит иные черты, чем в Ассирии и Сирии. Характерно, что в Эриду — древнейшем из известных поселений этой культуры, считающимся по шумерийской традиции первым городом царей, древнейшая керамика отличается даже от южно-вавилонского стандарта, и ее орнаментация напоминает больше искусство халафской культуры. Только в — XIII слое (считая от поверхности земли) классический стиль «южной» обеидской культуры приходит на смену протообеидской керамике или керамике Эриду, характерной для пяти нижележащих слоев. Различия в керамике и другие различия между северной и южной обеидскими культурами являются, должно быть, результатом разницы не только в возрасте, но и в природных условиях.