Локальные варианты в развитии человеческой культуры зафиксированы начиная с древнейших периодов в истории человечества. Группировка отдельных мелких вариантов в более крупные, а также их роль на разных этапах развития человечества может быть восстановлена на основании археологических данных. Но если вторая проблема решается с помощью этих данных более или менее удовлетворительно, то для решения первой они предоставляют лишь ограниченные возможности, так как многие существенные археологические признаки, служащие для выделения археологических культур, либо совсем не допускают иерархической группировки, либо она для них не разработана.
Кроме того, для больших по географическому ареалу культурных общностей велика опасность спутать, особенно применительно к далеко отстоящим от современности периодам времени, признаки историко-этнографической дифференциации в узком смысле слова, свидетельствующие об этнической специфике, с отражающими специфику географической среды и пути ее хозяйственного использования данными человеческими коллективами.
В этих условиях сведения о географической дифференциации человечества на биологические группы, ее начале, конкретных проявлениях и совпадении со значительными географическими рубежами приобретают первостепенный интерес, так как они позволяют поставить на конкретную почву вопрос о самых ранних и первых очагах дробления человечества на географические группы, географических причинах этого явления, культурной и биологической специфике каждого из очагов, наконец, о дальнейшей сегментации их в процессе развития человечества, т. е. увязке их с древнейшими очагами земледелия и скотоводства, возникновения цивилизаций и т. д.
География и хронология древнейших очагов развития человечества, по-видимому, и могут быть объективно рассмотрены только на основе антропологических данных об очагах расообразования при непременном сопоставлении их, конечно, с данными археологическими.