Возможно, впрочем, что некоторые изваяния изображают гетер. Судя по бесчисленным упоминаниям о женщинах этой профессии в эпических поэмах, особенно в «Махабхарате», и в буддийских джатаках, где неоднократно описывается, как становились гетеры или их клиенты на «восьмичленный путь спасения»; судя по тому, что в древнеиндийской литературе существует много названий, определяющих разные группы и категории этих женщин, а в правовой литературе древней Индии содержатся детально разработанные статьи, касающиеся их положения в обществе и строжайших взысканий за нанесение им оскорблений или вреда; судя также по тому, что восхвалениями их достоинств насыщены многие поэмы и драмы, можно полагать, что в древней, как и в средневековой Индии, скульпторы чаще всего изображали именно гетер.
Трудно представить, что образцами для скульптурных фигур обнаженных красавиц, то стоящих в кокетливых позах, то танцующих или играющих на музыкальных инструментах, то демонстрирующих «искусство любви», могли служить замужние женщины или девушки из «хороших семей».
По нашему глубокому убеждению, все скульптуры на храмах Индии, отражающие именно это искусство, служат иллюстрациями к жизни гетер и дополняют многочисленные литературные описания тех знаний в области сексологии, которые были обязательны для них.
Гетеры были актрисами, певицами, танцовщицами, поэтессами и т. п. Представители знати и люди из высоких каст могли не только брать их в свои дома, но и жениться на них (что и описано в «Глиняной повозочке»). Эти женщины, изучавшие 64 вида разных искусств, были обязательными участницами всех празднеств и культовых церемоний; в крупных городах древней Индии, бывших центрами культуры, таких, как Каши (Варанаси), Паталипутра, Удджайн, Таксила и др., существовали кварталы гетер, посещавшиеся всеми знатными и образованными горожанами. Институт гетер, подобно институту храмовых танцовщиц, был издревле связан с религией шактизма — поклонения женскому началу — и с шиваитским фаллическим культом.
Одежда гетер, судя по описаниям, часто носила очень откровенный характер, что, видимо, и нашло свое отражение в изобразительном искусстве.