Развитие мотыжного земледелия и гончарного производства увеличивало хозяйственную роль женщины. Матриархат (т. е. период хозяйственного и общественного преобладания женщины) совпадает с периодом развития первобытного земледелия.
У ирокезов существовали отчетливые матриархальные отношения: муж переходил в род к своей жене и поселялся в ее «длинном доме». Если он был ленив и своей доли не приносил в общий запас, ему могли в любой момент приказать убираться вон, хотя бы он даже и был отцом большого семейства, и только заступничество какой-нибудь влиятельной тетки или бабушки могло его спасти. Дети принадлежали к материнскому роду.
Хотя групповой брак уже вырождался, а парная семья окрепла, она еще не стала хозяйственной ячейкой общества; семья из себя являла слишком слабую организацию, чтобы справиться одной с тягостями жизни. Индивидуализация процесса производства еще только начиналась, и основной хозяйственной ячейкой был род или большая материнская семья. Семья парная представляла собой непрочное, временное супружеское соединение, которое могло быть легко расторгнуто при желании с любой стороны. Наряду с существованием парной семьи сохраняются различные пережитки группового брака. Но все остатки группового брака носили пережиточный характер. Брачные связи между супругами стали теперь более прочными, а в некоторых случаях парный брак требовал от обеих сторон безусловной супружеской верности.
Род был основной единицей общества, в своем развитом состоянии он мог распадался на ряд домохозяйств. Члены рода имели ряд прав. Так, у ирокезов все члены рода — и мужчины и женщины — на собраниях избирали, а в случае надобности и смещали своего сахема (вождя в мирные времена) и военачальника. Женщины — главы домохозяйств — пользовались огромным авторитетом, с которым и сахемы, и другие вожди должны были считаться. Женщины же были ревностными защитниками интересов рода, и «когда это было необходимо, не задумывались, по их выражению, «рога обломать» вождю и понизить его в простые воины. Изначально выборы вождя (т. е. выдвижение кандидатов) точно так же всегда были в их руках».
Род был экзогамен, и никто себе внутри рода не имел права взять жену. Члены рода были объединены обязанностью взаимной защиты и поддержки. Род имел свои религиозные праздники и свои кладбища. Более крупной общественной организацией являлась фратрия (братство), объединяющая несколько (изначально четное число) родов. Известная общность членов фратрии проявлялась в существовании совета фратрии и праздников фратрии; во время вооруженных столкновений фратрия являлась боевой единицей. Следующим, еще более крупным звеном первобытной общественной организации уже было племя. Племя обладало своей территорией, отделенной от соседних областей нейтральной полосой, обычно лесной, своим языком, особым именем и общей мифологией. Созывался особый совет племени, который у ирокезов состоял из родовых сахемов и военачальников. Этот совет решал дела войны и мира, причем для решения требовалось единогласие. Племенной вождь — обычно один из сахемов — не обладал большой властью.
Влияние вождя было обусловлено его личными качествами: искусством на охоте, военной доблестью, мудростью, гостеприимством и пр. Власть его не была наследственной и опиралась лишь на общественное мнение, а не на материальную силу; вождь всегда мог быть смещен. В имущественном отношении вождь не выделялся из массы сородичей. При этом вождь был обязан делить с сородичами охотничью добычу, выращенные плоды и табак — это также содействовало укреплению его авторитета.
Родовая организация построена на последовательно проведенном принципе демократии: здесь все свободны и равны — не исключение и женщины.
Первобытные люди еще не различают обязанностей и прав: участие в коллективном процессе производства, в собрании, в военном походе — все это является в такой же мере правом, как и обязанностью. И хотя вся эта деятельность совершается по принципу добровольности и родовой строй не знает средств принуждения, отказ от участия в ней порождает презрение, которое практически ставит человека вне общества. Но было бы ошибочным чрезмерно идеализировать людей этой эпохи. Недостаточное развитие производительных сил, придавленность личности, обусловленная трудностями в борьбе с природой, особенно резко проявляются в ряде жестоких обычаев, в частности, в распространении детоубийства; нередко новорожденных детей при наличии у них физических недостатков уничтожают.
Род и племя выступают как замкнутые организации. Если ссоры внутри рода разрешаются собранием сородичей, то обиды, причиненные членами другого рода, вызывают кровную месть; на защиту своего обиженного сородича выступает весь род. Еще более замкнутым было племя. Все, что стояло вне племени, стояло вне права.
Говоря о войне в первобытном обществе, иные авторы всячески подчеркивают жестокость первобытных людей, повторяя рассказы о скальпировании, охоте за черепами, людоедстве, пытках и пр. На самом деле все эти явления имеют лишь очень узкое распространение и учащаются только под влиянием европейских колонизаторов, которые в своих интересах натравливают одно племя на другое. Великий русский путешественник Миклухо-Маклай неоднократно подчеркивал миролюбие папуасов.
Преувеличение роли войн в первобытном обществе нужно было для того, чтобы «доказать» извечность и естественность войны, для того, чтобы оправдать человеконенавистническую идеологию поджигателей войны. На самом же деле война отнюдь не извечна. У австралийцев, например, война была исключительным явлением, и столкновения происходили под наблюдением стариков, которые прекращали потасовку, если стороны заходили слишком далеко. Поэтому австралийские войны очень редко доходили до кровопролития. Лишь в конце эпохи матриархата войны учащаются и приобретают более ожесточенный характер. По мере возникновения более или менее относительной оседлости и накопления запасов замкнувшееся в своей территории племя все с большей враждебностью выступает против остальных племен. Кровная месть, претензии на те, или иные плодородные земли, похищение женщин, простое подозрение в колдовстве — все это порождает теперь войны, которые могут сопровождаться уничтожением поселений и истреблением жителей. Иногда побежденные вступали в один из родов победившего племени. Обряд вступления состоял обычно в том, что пленный прикасался губами к груди одной из старейших женщин, символизируя тем самым вступление в родство по материнской линии.
Ограниченность первобытного общества проявляется, наконец в том, что родовые традиции (обычаи) подавляли интересы отдельных членов рода.