В эпоху матриархата основной формой производства является простая кооперация, т. е. коллективный труд членов рода. Охота в форме облавы или с помощью загонов, рыбная ловля сетями, организованное собирательство — все эти виды труда могли осуществляться лишь коллективом.
С развитием примитивного земледелия коллективность труда не только не исчезает, но еще более укрепляется: трудоемкость мотыжного земледелия в условиях примитивности средств производства (каменный топор для вырубки леса, деревянная мотыга, а то и простая палка-копалка) делали его невозможным без объединения усилий коллектива, рода.
Коллективная обработка земли существовала у всех первобытных народов, знавших земледелие; у папуасов Новой Гвинеи вскапывание земли начинали мужчины, которые взрыхляли землю заостренной палкой; за ними шли женщины, вооруженные примитивной лопатой, и наконец, дети, которые руками растирали комья земли и выбрасывали камни. Вся дальнейшая работа (сев, прополка, чрезвычайно трудоемкая охрана урожая от вредителей, птиц и грызунов, наконец, уборка) как правило, приходилась на долю женщин.
Коллективное производство обусловливало и собственность коллективную. Первобытные люди рассматривают свою охотничью территорию как собственность данного коллектива — племени, а в пределах племени — рода. Однако, коллективная собственность не исключает существования и личной собственности на украшения, некоторые орудия труда и т. д. Но земля, охотничьи угодья, жилища, лодки в первобытную эпоху находились всегда в собственности коллектива, рода.
Домашнее хозяйство также носило общинный характер. Люди жили в больших домах, вмещавших иногда несколько сот человек. Для раннего этапа этой ступени чрезвычайно характерны жилища кельтиминарцев в низовьях Аму-Дарьи. Такое жилище представляло собой огромный шалаш, круглый в плане, в центре которого устраивался очаг, где пылал неугасимый огонь. Отдельные брачные пары (парные семьи) приготовляли себе пищу на маленьких очагах, разбросанных в разных частях шалаша; возле них они и спали.
Для следующей ступени характерен быт ирокезов, описанный Морганом. Морган указывает, что у ирокезов, живших также большими семейными группами в «длинных домах», все, что было добыто любым членом семейной группы в результате охоты, рыбной ловли или земледелия, поступало в общее потребление. Но из быта ирокезов видно, как постепенно в первобытном обществе при развитии производительных сил производство начинает индивидуализироваться. Уже охота с луком и стрелами дает возможность успешно охотиться одному человеку. У ирокезов и обработка земли носит уже частично индивидуальный характер, в связи с чем, наделы земли выделяются в пользование отдельным парным семьям. В то же время племя сохраняет за собой на землю право собственности; каждый молодой индеец, вступая в брак, получал от племени надел земли из общей территории. Отчуждать землю индейцы не имели права.
В результате индивидуализации процесса производства парная семья укрепляется. «Длинные дома» ирокезов уже значительно отличаются от более архаичных жилищ тем, что в них появились специальные помещения для парных семей. Хотя в таком «длинном» деревянном доме жило от 5 до 20 парных семей, каждая из них имела свое отделение, выходившее в центральный коридор, в котором были расположены очаги.
Таким образом, если в эпоху матриархата еще преобладает производство коллективное и домашнее хозяйство тоже коллективное, то с ростом производительных сил начинается процесс индивидуализации производства, результатом чего является некоторое накопление имущества у отдельных парных семей.