Образцы узоров на тканях
Древнейшими находками окрашенных орнаментированных индийских тканей считаются фрагменты, обнаруженные Аурелем Стейном в Центральной Азии и датируемые VIII в. и. э., и ткани из погребений XII в. в Фостате (Египет), анализ красителей и стиля рисунка которых позволил считать их происходящими из Гуджарата, откуда издавна подобные ткани вывозились в другие страны Востока как по морю, так и по суше. В Европе эти ткани стали известны со времени первых португальских плаваний в Индию, и через два столетия европейский рынок был настолько наводнен ими, что вначале XVIII в., как указывалось, в Англии были приняты оградительные законы, запрещавшие ввоз индийских окрашенных хлопчатобумажных тканей.
Народам Индии издревле известен целый ряд способов нанесения орнамента красками на монохромный фон ткани. Наиболее широко практикуемым из них является набивка. Кроме нее, распространены выработка узора способом «бандхана», роспись от руки, раскраска по трафарету, батиковая раскраска и др. Эти способы орнаментации тканей не претерпевали столь серьезных кризисов, с которыми столкнулись некоторые из описанных выше способов нанесения тканого орнамента, и поэтому они по-прежнему широко распространены в стране.
Фрагмент набивного узора на хлопчатобумажном покрывале для кровати (штат Гуджарат)
Набивка. Нанесение узора красками на ткани, предназначенные для раскроя, равно как и на отдельные детали несшитой одежды, почти во всех областях Индии, за исключением крайних северо-западных и северо-восточных районов, очень часто производится методом набивки.
Этот метод, судя по фрескам на стенах храмов начала нашей эры и по цветным миниатюрам джайнских рукописей на пальмовых листьях (дошедших до нас от начала X в. н. э.), выполненным в западноиндийском, или гуджаратском, стиле, был издревле известен в Индии.
Особенно хорошо он прослеживается на миниатюрах, создававшихся уже на бумаге, которую около 1400 г. начали широко применять вместо пальмовых листьев, — здесь четко видны цветы, розетки, а также разные детали изображаемых на ткани фигур, явно свидетельствующие о том, что на ткань их наносили штампом.
Деревянный штамп с металлическими стержнями для набивки тканей (штат Раджастхан)
Для набивки используются штампы из тикового дерева, изготовляемые членами каст резчиков по дереву. В древности пользовались и глиняными штампами, но теперь они вышли из употребления.
Узор на штампах прорезается глубиной до 2 см (чтобы в углублениях не скапливалась краска) в глубину направления волокон древесины — так края тонких пластинок штампа не крошатся и не обламываются. Не прорезанное рельефом основание штампа бывает до 3-3,5 см толщины. К нему крепится рукоятка, надеваемая на выточенные из того же куска дерева, что и штамп, длинные штифты и приклеиваемая водостойким клеем. Рукоятка вытачивается вдоль волокна древесины, поэтому в готовом штампе расположение ее волокон перпендикулярно волокнам древесины штампа. К штампу рукоятка сужается, чтобы удобнее было ее сжимать пальцами, надавливая в то же время ладонью на поверхность ее более широкой верхней части.
При необходимости нанести точки внутри какого-либо из элементов узора в соответствующую деталь на штампе (скажем, в контур цветка) вбиваются металлические штифты требуемого диаметра. Окончательная доводка штампа производится на строго горизонтальной шлифовальной поверхности.
Есть узоры, требующие только одной краски, есть и полихромные. Последний мастер прорисовывает на бумаге и переносит их поочередно на ряд штампов, вырезая отдельный штамп для каждого цвета. Если же необходимо нанести узор, состоящий не из отдельных рассеянных по полю изделия рисунков, а из длинной узорной полосы — например, извилистой ветки с листьями и цветами, — то в штампе предусматривается стыковка по центральной ведущей линии и, ударяя таким штампом вдоль линии узора — мастер должен стремиться к точному совпадению точек этой стыковки.
Индийские набивщики тканей, учась своему наследственному ремеслу с детства, привыкают к такой точности попадания штампами в строго определенные места, что могут создавать узоры из непрерывно завивающихся по всему полю ткани линий, и порой бывает трудно определить, сделан этот рисунок штампом или нанесен от руки. Иногда от руки проводятся соединительные линии между отдельными деталями рисунка (скажем, ствол дерева и его ветви в «мусульманском» узоре «дерево»), но обычно это не принято делать; от руки прорисовывают иногда контур фигур и черты лица, т. е. те детали, которые трудно проработать Штампом в небольшом масштабе.
Процесс набивки блоками называется «чаппу», а мастеров часто зовут обобщенным именем «чипу» или «чипа», хотя это не является названием касты — названия каст у каждого народа свои.
Набивщики тканей часто живут своими поселками, многие из которых существуют уже в течение столетий; другие их группы селятся на отдельных улицах или в отдельных кварталах городов. Как и другие ремесленники, производящие тканые изделия, они традиционно связаны с представителями смежных профессий — ткачами, изготовителями штампов, красильщиками, а также со скупщиками своих изделий (государственными центрами или частными лицами). Зачастую они и сами продают вещи, которые вырабатывают.
В мастерских набивщики работают только в период муссонов. В остальное время, как правило, длинные столы для набивки (если они есть у мастеров) располагают вне помещения — во дворе или на улице перед мастерской. Возле стола стоит лавка или табуретка, на которой лежат металлические пластины с густо намазанной на них краской и штампы — для каждой краски свой. По правилам окраски после нанесения первого, контурного, рисунка мастер протягивает ткань вдоль стола и набрасывает окрашенный участок на специальные перекладины или просто на свис крыши для просушки, а сам набивает узор на следующем участке. После завершения первой операции ткань стирают и просушивают, затем наносят на нее следующую краску, опять сушат, стирают и сушат, затем кладут очередную краску и т. д. Правда, этот традиционный способ, за точным соблюдением которого должны, по обычаю, следить члены панчаята — выборного руководящего органа касты, не всегда можно увидеть в наше время, особенно когда пользуются химическими красителями. У группы семей из касты набивщиков часто бывает общий инвентарь, например большие латунные или медные котлы для смешения красителей, вкопанные в землю на глубину до 3 м.
Натуральные красители требуют знания рецептов их приготовления и фиксации на ткани. Часть из них уже совсем забыта, и их названия сохранились только в памятниках литературы, но многими из них мастера продолжают пользоваться до сих пор. Небезынтересно перечислить хотя бы основные из тех красителей, которые широко известны в Индии и используются для нанесения орнамента на ткани.
Узор на длинномерной ткани (набивка штампом и роспись по трафарету от руки)
Так, светло-красная краска добывается из картамина (Сагthamine) с добавкой настоя кожуры плодов манго, ярко-красная — из выращиваемого на плантациях растения ал (Morinda tinctoria), корни которого выкапывают через три года после посева, когда растение достигает высоты 2-2,5 м. Корни ала растирают в порошок и кипятят с водой 3-4 часа, ткань же сначала замачивают в краске, полученной из черного миробалана (Terminalia chebula), затем сушат, потом окунают в раствор, составленный из сока растения лодхра (Symplocos racemosa), турмерика и квасцов, полощут, опять сушат и только после этого замачивают в растворе ала, к которому до этого добавляют еще немного цветов дхаора (Woodfordia floribunda). Красный цвет получается и из хорошо проваренной смеси лодхры с так называемым лесным лаком — густым, как воск, налетом на ветвях деревьев, который откладывают лесные насекомые, похожие на тлей (его собирают и используют не только в качестве компонента красителя, но и для изготовления браслетов, кулонов, серег и других украшений). Красную и розовую краску добывают также из цветов сафлора (Carthamus tinctoria).
Синий цвет получается главным образом из плантационного растения индиго, смешанного с известью и черной патокой. Глубина и интенсивность цвета достигается количеством погружений ткани в краску или числом слоев, наносимых на ее поверхность. Индиго — вредная краска; работающие с ней обвязывают лицо тканью, оставляя неприкрытыми только глаза, и пьют молоко по нескольку глотков каждый час — если пренебречь этими мерами предосторожности, индиго пропитывает слизистые оболочки и даже все выделения человека приобретают синий цвет. Возможно, именно из-за ядовитости индиго торговать этой краской было запрещено брахманам еще в те давние времена, когда были созданы «Законы Ману», и этот запрет распространился на ношение брахманами одежды синего цвета: «Из всех красок синяя для брахмана является нечистой, и, если она коснется его тела, ему необходимо совершить омовение. Кроме того, он должен беспрестанно бить в барабан и читать перед огнем предписанные священные тексты», — писал ал-Бируни в XI в.
Желтый и желто-оранжевый краситель получается из турмерика, смешанного с водой, но это нестойкая краска; для того чтобы ее закрепить, добавляют квасцы или сок лимона. Оранжевую краску добывают из цветов дикорастущего дерева сингхар (Nycthantos arbortistis) — с этих цветов обрывают белые лепестки, а оранжевую сердцевину вываривают в воде, получая стойкий краситель. Серый цвет получается при смешении плодов черного миробалана с купоросом или с сульфатом железа. Для получения зеленого, фиолетового и других красок разных тонов смешивают уже полученные красители в соответствующих сочетаниях и пропорциях. Имеется и еще целый ряд красителей естественного происхождения.
Технология приготовления всех красителей чрезвычайно сложна. Ее секреты хранятся в запасе знаний, изустно передаваемых в пределах каждой касты красильщиков от отца к сыну. Яркость и устойчивость красителя зависят от места, где он добывается, от времени года, в которое он добывается и используется, от содержания минеральных солей в воде, в которой растворяют краситель и прополаскивают ткань до и после окраски, от длительности просушки ткани под солнцем и т. п.
Для нанесения набивного рисунка приготовляют и упомянутые выше густые, как паста, краски, и жидкие красители. Последние наливают в глиняные широкие сосуды, а сверху кладут бамбуковую четырехугольную раму, на которую натягивают два слоя грубой ткани разной фактуры. Штамп прижимают к этой ткани, она опускается до поверхности красителя, не давая штампу погрузиться глубоко, и, смочив таким образом штамп, мастер затем бьет им по окрашиваемому изделию.
В деревнях обычно столами для набивки не пользуются, а расстилают ткань на длинных широких скамьях, покрывая их предварительно (как и столы) несколькими слоями старой толстой ткани, для того чтобы штамп глубже продавливал украшаемое узором изделие; иногда эту подстилку кладут и прямо на землю.
Набивкой украшаются, как правило, хлопчатобумажные ткани, от тонких муслинов до грубых холстов, но есть целые области (например, Западный Бенгал), где набивные узоры наносят на шелк. Для выработки каймы или паллавов употребляются особые штампы, при помощи которых мастер воспроизводит основной узор в уменьшенном виде или наносит самостоятельный рисунок, стилистически соответствующий основному.
Фон ткани чаще всего бывает заранее подготовлен — он может иметь естественный цвет пряжи, может быть отбелен, а может быть и окрашен в выбранный мастером цвет. Бывает и так, что фон создается особыми штампами в процессе набивки. Встречаются также, хотя и редко, тканые изделия, на которые узор нанесен способом набивки с последующей вышивкой, либо контурующей фигуры рисунка, либо дополняющей его цвета.
Набивными узорами украшают купоны на широкие юбки гхагра, на одхни, шали и шарфы, сари, тюрбаны, покрывала на кровати, скатерти, дверные завесы, длинномерные ткани и т. д. В тканях, украшенных методом ручной набивки, ценится не только красота узора, но и точность попадания штампом в требуемое место. В частности, для эмпориумов (государственных магазинов по продаже изделий ремесла) очень строго отбираются набойки с учетом этого качества.
Способом набивки наносятся узоры, состоящие из растительных мотивов, изображений людей, персонажей мифов и преданий, животных, птиц или рыб. Часто повторяются, особенно на кайме изделия или на паллаве сари, орнаментальные узоры бути — мелкие листки, цветы или элементы манго — и бута — такие же узоры, но только более крупные (в бута, особенно в элементе манго, внутренняя поверхность элемента обычно бывает заполнена завитками, прожилками, точками или даже ветками с листьями и птицами).
На покрывалах и скатертях, как правило, повторяющийся узор заполняет поле изделия, а кайма отделяется полосой и покрывается более густым или более крупным рисунком; так же соотносятся поле сари с его паллавом и каймой и поле шали с ее концами и каймой. Длинномерные ткани несут на себе изображения повторяющихся фигур (или каких-либо других элементов узора), которые нередко бывают заключены в прямоугольник (часто эти прямоугольники располагаются в шахматном порядке).