Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Основные черты культуры герцейского периода

Основные черты культуры герцейского периода, могли бы рассматриваться просто как отражение естественного развития в области технологии и хозяйства. Но не все новшества в орудиях и оружии, в одежде и украшениях, в погребальных обрядах и в области искусства могут найти себе такое объяснение. Некоторые из них скорее указывают на внедрение иноземных традиций, проникновение новых этнических элементов и, возможно, даже на политическое подчинение завоевателям. Разрыв с традициями прошлого ярче всего выражается в следующем. На смену дисковидной булаве, встречающейся позднее лишь как пережиток, в качестве принадлежности культа приходит булава грушевидной формы; лезвия в форме рыбьего хвоста (с V-образным основанием) уступают место лезвиям в форме ласточкиного хвоста с V-образным основанием.

Ножи в форме запятой (рис. ниже) вытесняются ножами в форме кривой восточной сабли; получают распространение кремневые кинжалы и выходят из употребления наконечники стрел с выемчатым основанием, хотя время от времени даже в Среднем Египте попадаются еще стрелы с поперечным лезвием.

нож в форме запятой

Прекращается изготовление глиняных статуэток, а после исчезают и резные статуэтки из слоновой кости; вместо этого налаживается изготовление глиняных и каменных сосудов в форме различных животных, а резчики по слоновой кости переключаются на производство амулетов и ложек, не свойственных амратской культуре.

Коренным образом меняется и хозяйственная посуда, являющаяся всегда лучшим показателем этнических изменений. Хотя производство черноверхих и красных лощеных сосудов еще продолжается, тем не менее, этот тип керамики уже больше не применяется при создании новых форм, а сосуды с белым крестолинейным орнаментом совершенно выходят из обихода. Вместо них типичной формой керамики становятся сосуды из светло-желтой глины с коричневато-красной росписью, так называемые расписные горшки. С точки зрения техники производства такая светлая керамика представляет собою совершенно иные традиции, чем керамика естественной окраски. Судя по формам, особенно по «подрезанным» краям и длинным трубкообразным ручкам, расписные горшки должны вести свое происхождение не от кожаной или плетеной тары, а от каменных сосудов. Узоры на более ранних сосудах воспроизводят либо крапчатость крупнозернистых пород камня, либо предохранительные соломенные сетки вроде тех, которые теперь применяются для переноски бутылей с вином кьянти и кувшинов для имбирного пива. Во многих могилах действительно встречаются каменные сосуды, в точности соответствующие по форме своим глиняным копиям и отливающиеся от каменных сосудов предшествующего периода, как по форме, так и по предпочтению, отдаваемому крапчатым, крупнозернистым породам камня.

расписные сосуды

Кроме этих сосудов, мы имеем получившие известность кувшины с волнистыми ручками, и множество так называемых «грубых» горшков из смешанной с соломой глины обычно красноватого цвета, имеющих нередко острое дно. Нужно также упомянуть несколько кувшинов с носиками, несколько случайно найденных амфорисков и сосуды в форме различных животных. Такие «териоморфные» сосуды рассматриваются иногда как признаки чужеземного влияния. Но в числе представленных животных имеются такие специфические животные, как гиппопотам; кроме того, некоторые териоморфные сосуды сделаны из тех же крапчатых пород камня и обладают теми же характерными особенностями, как и все остальные сосуды средне-династического периода.

териоморфные сосуды

После о. д. 45 (относительная дата) в росписи сосудов появляется тематика, взятая, из окружающей природы, такая, как растения и животные, а также изображения кораблей; в трактовке темы в противоположность натурализму и незрелости — отличительным чертам росписи на более древних сосудах с белым крестолинейным орнаментом — можно проследить уже склонность к абстрагированию и стилизации. Такие же коренные изменения наблюдаются в одежде и принадлежностях туалета. После о. д. 42 совершенно исчезают гребни с длинными зубьями; вместо них появляются гребни с короткими зубьями для расчесывания волос или набор таких гребней со шпильками для волос. В период около о. д, 40 выходят из моды ромбовидные шиферные палетки, а вместе с «ими исчезают и различные подвески и клыки, украшавшие сумочки для хранения малахита. Однако обычай подводить глаза малахитом еще существовал, и для растирания малахита употреблялись териоморфные палетки.

В области культа и ритуала натуралистические статуэтки из слоновой кости уступили место условным «болванообразным» фигуркам из того же материала, которые в конце концов, в минойский период, получили распространение на Крите.

болванообразные фигурки

Для увеличения магической силы бус их стали вырезать в форме амулетов в виде бычьих голов, мух, соколов и других видов птиц, насекомых и животных.

амулеты

Резко изменились погребальные обряды. Мы не наблюдаем теперь строгой ориентировки покойников; не практикуются коллективные погребения; не хоронят больше вместе с хозяевами их собак; реже встречается в погребениях и оружие. Украшения, вазы и различную утварь нередко, прежде чем положить в могилу, намеренно разбивали, как бы предавая ритуальной смерти. Как уже упоминалось, изменилась и форма самой могилы, в устройстве которой прослеживаются все новые усовершенствования.