Совокупность патронимий и патриархальных семей формирует патриархальный род, или патриархальную родовую общину, объединяющую несколько смежных селений. В основе же родовой общины лежит коллективное владение землей, получаемой родом из общей земли племени. Сохраняя свое коллективистическое, общинное начало, владение землей и родовое землепользование поставлено так, что менее интенсивно используемая часть родового земельного фонда — лес, водные угодья, пастбища — остается в пользовании всего рода, другие земли, особо годные для пахоты, делятся по патронимиям. Время от времени родовая земля переделяется с учетом происшедших изменений в численном составе патронимий. Наряду с тем патриархальная родовая община в определенной степени сохраняет производственное единство, выражающееся в общих работах, где требуется соединение труда большого коллектива (древнерусская толока).
Управление патриархальной родовой общиной носит изначально демократический характер. Ее возглавляет по общему правилу старшей в роде патронимии или семьи (глава), а главы остальных патронимий либо семей образуют родовой совет. Теи не менее все взрослые члены рода имеют влияние на дела всего общества, особо важные вопросы решаются на общих собраниях всего рода. Пережитки матриархата проявляются тем, что и женщины сохраняют известное влияние. Голос мужчин с развитием патриархального строя приобретает исключительное значение. Внутри рода действуют, веками складывающиеся обычаи и правила и царит строгий порядок. Как меры воздействия в отношении к нарушителям этого порядка служат насмешка, внушение, увещание, для непокорных же меры и более суровые — изгнание из рода или убийство. Наиболее знаменательную черту первобытнообщинного строя составляет то, что власть в этом строе представлена авторитетом и влиянием старших, опытных, отличившихся в какой-либо области, но нет места в нем для господства и угнетения, нет совершенно никаких оснований или возможностей для эксплуатации друг другом. Интерес коллектива стоит выше, чем интересы индивида, но личность человеческая свободна и в отношении общества ничем не ограничена в своих творческих возможностях.
Из совокупности родов состоит племя, которое владеет обще племенной землей и управляется советом, в состав которого входят главы всех родов. А среди этих глав самый старейший является главой племени. Никакой иной власти, стоящей над племенами, в обществе первобытности, конечно, не существует.