Широко развилась в первобытную эпоху своеобразная примитивная медицина. Отсюда ведет свое происхождение так называемая медицина народная и здесь, по сути, лежат корни последующей фармакологии и терапии. Конечно, первобытная диагностика представляет собой нечто весьма наивное, чтобы не сказать более. Все же, при всей фантастичности представлений первобытного человека о болезни, мы у довольно отсталых племен встречаемся уже с различением разных болезней и применением конкретно выбранных средств от выявленного недуга.
Не приходится говорить, что первобытная медицина остается в плену чисто знахарских, колдовских или магических приемов лечения. Но уже в отдаленном прошлом были открытия лечебных свойств многих растений, а также веществ животного и минерального происхождения. Так, уже издавна туземцы древнего Перу употребляли с лечебными целями кору дикорастущего в этой стране дерева кина (на языке аймара), откуда современный хинин. Южная Америка является родиной еще одного важнейшего медицинского средства — кокаина. Именно древние перуанцы впервые стали разводить местный дикий кустарник кока, листья которого употреблялись ими в качестве наркотика и анестезирующего средства. Между прочим, и куренье табака считалось у индейцев лечебным средством. Наряду с употреблением естественных лечебных средств в натуральном виде, уже первобытный человек, насколько можно судить по этнографическим данным, применял и специально приготовленные, в частности составные, лекарства: настойки, декокты, мази, порошки. Практикуется и применение рвотного и слабительного, а некоторые индейцы и негры знают и клистирные приборы собственного изобретения. Применяется и массаж, хорошо известна холодная и горячая гидротерапия, известно и значение диеты. Наконец, далеко не чужда первобытность малой хирургии и большой: способность умело останавливать кровотечение, известно кровопускание, искусно удаляются посторонние тела, залечиваются переломы, известна, наконец, и ампутация. Не обходится, конечно, в области этой примитивной хирургии и без подлинно диких приемов лечения. Так, некоторые племена «лечат» упорную головную боль трепанацией черепа.
К далекой первобытности относится и возникновение врачебного сословия. Не следует думать, что так называемые знахари у отсталых племен и народностей применяют только колдовские приемы, заговоры и пр. Помимо этих способов «лечения» знахари пользуются всем арсеналом примитивной конкретной медицины, и некоторые их предписания не лишены целесообразности.
Не чужды отсталые народы и некоторых разумных и целесообразных правил в области санитарии и личной гигиены. Правда, существуют некоторые весьма отсталые племена, например кубу, которые страдают необъяснимой водобоязнью и никогда не моются. Но если только имеется к тому возможность, все отсталые племена, по общему правилу, очень часто купаются, иногда по нескольку раз в день. К первобытности относится и изобретение бани. Особенно распространена была баня у североамериканских индейцев. Баня имелась в каждом селении, и у некоторых племен было принято посещать ее почти ежедневно. Она представляла собой либо небольшую пещеру, вырытую в склоне холма, либо маленькую хижину из прутьев, крытую шкурами. Это была паровая баня: сюда накладывались раскаленные камни, вход закрывался и камни обливались холодной водой. Выйдя из такой бани, индеец часто прямо бросался в реку, а затем, сидя нагишом, с наслаждением покуривал трубку. Описанная паровая баня вмещала двух-трех человек. Но нередко индейское селение имело и более обширную прочную баню-землянку, отапливаемую печью. Столь же архаичны, как баня и купанье, веник и мочалка из травы.
Вряд ли что-либо хорошее можно сказать об уходе у отсталых племен и народностей за роженицей и новорожденным. Здесь — главная причина очень большой детской смертности.
Естественно, исторические познания дали возможность первобытному человеку использовать природу в самых разнообразных направлениях, сделать громадное, количество замечательнейших открытий и изобретений, чему наиболее внушительным свидетельством служит развитие земледелия и скотоводства.
Одним из примеров использования растительного царства может служить открытие и применение американскими индейцами каучука. Использование каучука было распространено ещё в доколумбову эпоху в широком районе Центральной и Южной Америки. Уже спутники Колумба обратили внимание на отлично прыгающие, «лучше, чем кастильские», мячи «из смолы», которыми индейцы играли. Индейцы, действительно, и являются изобретателями резинового мяча. Но этим применение каучука не ограничивалось. Добывая его из некоторых видов каучуконосов, преимущественно из дерева, которое индейцы Бразилии называли cau-uchu — «плачущее дерево» (Hevea brasiliensis), индейцы делали из каучука, помимо мячей, непромокаемую обувь, бутылки и даже грушевидной формы спринцовки или клизмы. Именно от индейцев, притом со значительным опозданием, только с 40-х годов XVIII века, каучук, вместе с самым его названием, был заимствован в Европе.
Токсикология
Замечательной иллюстрацией первобытного накопления знаний может служить знакомство многих племен и народностей с ядами. Яды употреблялись иногда для усыпления рыбы, преимущественно же для отравления стрел.
Как известно, существующие в природе минеральные и органические яды чрезвычайно многочисленны по видам и крайне разнообразны по своему действию. И вот специальными исследованиями установлено, что для отравления стрел употреблялось лишь очень немного видов яда, причем именно те, которые обладают наиболее сильным токсическим свойством и действуют преимущественно на сердце. Какое, следовательно, колоссальное накопление опыта потребовалось для того, чтобы создать этот замечательный отбор, чтобы выработать эту первобытную токсикологию. Изучение ядов сыграло известную роль и в первобытной кулинарии. Произрастающая в Южной Америке тапиока сама по себе ядовита. Но женщины отсталых южноамериканских племен научились ее обезвреживать и сделали своей обычной пищей.