Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Первобытная пиктография

Первобытности не знакома письменность, но еще в самые отдаленные времена возникает первая форма письменного сообщения или записи. Это — пиктография (лат. pictus — «нарисованный» и греч. graphein — «писать»),
образное или изобразительное письмо. Таким образом, пиктография имеет тесную связь с рисунком. Известные формы пиктографии можно видеть и в отдельных видах «языка сигналов». Пиктография развилась у многочисленных племенных народов, в большей степени у меланезийцев, индейцев Северной Америки, сибирских народностей. В развитости пиктографическое письмо содержит в себе отдельные рисунки или композиции имеющие связь, представляющие реалистически либо условно предметы, события и какие-то действия. Пиктографические изображения состоят порою из сложных повествовательных содержаний, дающих событийную хронику, повествуют о геройских подвигах предков. Наносится пиктография на кору, бересту, камень, кость, кожу. Как пример пиктографии демонстрирует рисунок-петиция, которая была подана президенту США в 1849 г. индейцами-делаварами.

Изображенная на лоскуте бересты, петиция эта содержит просьбу семи родовых групп с просьбой разрешить переселиться им с озера Верхнего на иные озера по соседству. Представлены здесь семь родов с изображением их тотемов: журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота. Во главе — журавль как главенствующий род. Снизу изображены озера, на которые просители пожелали расселиться. Единодушие просьбы выражено таким образом, что сердца и глаза абсолютно всех фигур имеют соединение с сердцем и глазами журавля, который и выражает их ходатайство.

Особой формой пиктографии можно считать индейский вампум. Это — полосы или пояса из разноцветного, сочетающегося в рисунке бисера, разной длины и ширины, выражающие собой мемориальные записи определенных событий, заключенных договоров и пр. Изготовление одного вампума требовало нескольких лет работы. Вампу мы хранились вождем племени и, время от времени, «прочитывались» и разъяснялись для того, чтобы сохранить их содержание в памяти и передать новому поколению.

Еще одну попытку создать средство записи и сообщения представляет собой так называемое «узелковое письмо». Шнурок с узелками, служащий элементарно для фиксации числа, развивается у некоторых народов, в частности у североамериканских индейцев, некоторых негрских племен, микронезийцев, в средство «записи» событий и передачи сообщений. До своего рода виртуозности было доведено это узелковое письмо, или кипу, в древнем Перу.
Перуанское кипу представляет собой связку шнурков разной длины и разного цвета, носящих на себе ряд расположенных на различных расстояниях различной формы узелков, причем вся такая связка прикреплена к одному основному шнуру. Кипу служило для различных целей: хозяйственного учета, статистики населения и пр., вплоть до «записи» целых хроник.