Нами далеко не исчерпаны темы о тех знаниях, которые, как можно судить по этнографическим источникам, должны были сложиться в эпоху первобытности. Но с древнейшего времени существования человека знанию сопутствует и с ним соперничает вера и религия.
В качестве источника и основы религии выступает малоразвитый уровень производительных сил, или бессилие дикого человека в борьбе с природой. Бессилие, т. е. недостаток как сил материальных, имеющихся в распоряжении человека, так и собственных человеческих сил, его духовности и знаний. А знание, как мы знаем, является силой, знание предоставляет возможность покорять природу. Незнание — бессилие; оно заставляет быть в подчинении у природы.
Каковы бы знания ни были, накапливаемые первобытным человеком, наряду с ними для него оставалась, конечно, громаднейшая пропасть незнания. Между тем явления из этой части незнания имели существенное значение для человеческой жизни, в свой черед требовали знания. И вот, первобытный человек такой пробел стремится заполнить, восполнить здесь свое бессилие, пытается объяснить те явления, которые выходят из круга его положительного опыта, и здесь создать какие-либо понятия и представления. Таким образом, он создает себе длинный ряд неверных, ложных представлений, представлений, которые мы назовем фантастическими.
Подобные неправильные, ложные, фантастические представления и определили область веры, религиозную область.
Маркс в своей из ранних работ с гениальной простотой дал исчерпывающее определение религии в качестве превратного миро-сознания. Аналогично и Энгельс в ряде высказываний сообщает о возникновении религии из самых темных, неправильных, первобытных представлений человека о собственной природе и о природе внешней, о роли религии в качестве фантастического отражения в людских головах тех внешних сил, кои властвуют над ними в их повседневности.
Итак, основываясь, в конечном итоге, на малом уровне в развитии производительных сил, на малоразвитости труда, на человеческом бессилии, религия имеет своим источником, одновременно своей сущность незнания, а следственно — превратные представления. Для человека религия обобщает незнание и бессилие. Чем большее значение имеет развитость производительных сил, чем больше развит труд, чем обширнее развито знание, тем меньше остается места для бессилия человека, для религии.
Нам уже понятно, что в начальном промежутке своей истории человечество безрелигиозно. Религия, как правило, возникает на определенном этапе развивающихся производительных сил с развитием общества, он как раз и знаменуется возникновением родового строя. Эта эпоха способствует формированию у первобытного человека какого-то примитивного комплекса представлений о неразгаданных им мировых тайнах, представлений, кои, однако, оказываются ошибочными, превратными и граничат с фантастикой.