Для нас, культурных людей, накопление и распространение знаний непосредственно связано с воспитанием и школой. В весьма своеобразном, конечно, виде то и другое существует и у отсталых народностей и племен. Примитивное воспитание характеризуется двумя основными чертами. Оно имеет общественный характер и все же оставляет весьма значительное место самостоятельности ребенка. В раннем возрасте детей первой воспитательницей, естественно, является мать. Совместно с ней все старшие женщины и старшие сестры ребенка осуществляют уход за детьми, в случае надобности маленьким могут дать грудь. Проголодавшийся ребенок тянется не только к матери, но и ко всякой женщине из своего семейства. При взрослении ребенка, роль воспитателей девочек осуществляют женщины, мужчины соответственно мальчиков, при матриархате — братья матери, при патриархате — отец и его братья. Воспитание, с одной стороны, имеет очень мягкий характер, и отсталые племенные народы почти никогда детей не бьют, с другой стороны, как сейчас увидим, оно принимает и очень суровые формы.
Дети, с довольно раннего возраста, а мальчики в особенности, в значительной степени уже проявляют самостоятельность. Они, достигнув трех-четырех лет, основное свое время проводят вместе со сверстниками, по своему начинают охотничать, устанавливают на птиц западни, уже имеют навыки управления лодкой и др. В шести-восьми летнем возрасте зачастую живут почти совсем самостоятельно, иногда даже в отдельной хижине, занимаются более сложной охотой, могут ловить рыбу и т. п. Дети во время охоты проявляют отличную выдержку и довольно изобретательны.
Перед нами два примера при охоте в Конго двух малолетних негров. Они, лежа на спине, на ладони протянутой руки держат небольшую горстку зерна и терпеливо несколько часов выжидают, пока не прилетит птица поклевать, чтобы в то же мгновение захватить ее в руке. Следующий пример. На ветку от дерева, которое облюбовали обезьяны и резвятся там, крепится веревка, а ее конец удерживает один из затаившихся под деревом мальчиков. Определив мгновение, когда на прикрепленную ветку соберется запрыгнуть обезьяна, мальчик ее отдергивает вниз, обезьяна же плашмя сваливается на землю, там и добивают ее юные охотники.
Как и у нас, большое воспитательное значение имеют игры детей, причем старшие из них занимаются обучением младших. С большой охотой мальчики играют в охоту, в войну, соревнуются в состязаниях. Девочки играют в куклы, в кухню. Игры взрослых юношей и молодых людей имеют более серьезный, преимущественно военный характер. Широко распространены различные спортивные виды. Все виды спорта, в свою очередь, имеют главным образом охотничий или военный характер.
Уже самые отсталые племена знают и то, что можно назвать «школой». Это так называемая инициация (лат. initiatio — «посвящение», вернее — «приобщение»). При наступлении половой зрелости и на протяжении иногда нескольких лет мальчики и девочки проходят целый цикл обучения и испытаний, выражающийся в различных процедурах и церемониях, имеющих целью, с одной стороны, преподать молодым людям все те знания, которые им необходимы при переходе в число взрослых членов племени, с другой стороны, испытать их в трудовых навыках, умении бороться с опасностями и пр. Ряд мер направлен к тому, чтобы закалить испытуемых и научить их стойко переносить не только неудачи, но и страдания. Сюда относится нанесение испытуемым различного рода увечий — выбивание зубов, нанесение рубцов на тело и пр. Сюда же относится и распространенное у отсталых племен обрезание. Инициации подвергаются как мальчики, так и девочки, но более развиты они в отношении мальчиков. Играя значительную роль у более отсталых племен, инициации в дальнейшем развитии общества сменяются другими формами коллективного воспитания — союзами молодежи, так называемыми мужскими домами или «клубами холостяков» и пр.
Общими условиями воспитания первобытности и подобной самостоятельностью, при которой детство преимущественно и протекает, можно дать объяснение замечательной способности к ускоренному развитию и особенную одаренность, что демонстрируют дети отсталых народностей и племен при обучении в колониальных школах. Рывок из первобытности в цивилизацию для них оказывается очень легким. Дети быстро осваиваются со школой и делают замечательные успехи. Так, дети крайне отсталого племени индейцев Южной Америки, бакаири, отцы которых не умеют считать дальше трех, да и то обязательно осязая сосчитываемые предметы, попав в колониальную школу, учатся по всем предметам и по арифметике, в том числе, не хуже своих товарищей-европейцев. За отдельными исключениями, не ниже европейцев шли в школе и маленькие тасманийцы.
Говоря о бакаири и тасманийцах, мы не думаем их отождествлять с первобытным человечеством. Разум и умственные способности человека развиваются с развитием производительных сил. Таким образом, бакаири и тасманийцы, имеющие за собой тысячелетия своей истории, стоят в этом отношении все же выше находившихся на соответствующей ступени первобытных людей. Приведенные факты, однако, утверждают о том, что умственным человеческим способностям присуща, вообще говоря, неограниченная возможность развития, и говорить об идущей еще из первобытности и связанной с расовыми различиями якобы «органической» отсталости и умственной неспособности отдельных человеческих групп может только реакционная лженаука. Отсталость и прогресс не обусловлены «органически», а всецело зависят от развития производительных сил в конкретных исторических условиях.